Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 марта 2022 г. N 3.1-06/675
по проекту федерального закона N 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 84971-8) был внесен в Государственную Думу 10 марта 2022 года Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой 11 марта 2022 года в первом чтении и в целом.
Федеральный закон направлен на обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях внешнего санкционного давления.
В рамках изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации Федеральным законом устанавливается возможность выдачи сертификата летной годности на гражданское воздушное судно, в том числе, на основании дополнительных сертификатов типа, выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы.
Федеральным законом уточняется положение статьи 6 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", предусматривающее установление в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, ответных ограничений.
Так, в отношении судов, плавающих под флагом иностранного государства, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с иностранным государством, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с иностранным государством, в котором имеются ограничения захода в их морские порты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, зарегистрированных в одном из реестров судов Российской Федерации, эксплуатируемых на праве собственности либо иных законных основаниях лицом, связанным с Российской Федерацией, конечными бенефициарами деятельности которого являются лица, каким-либо образом связанные с Российской Федерацией, решением Правительства Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.
При этом предусматривается, что порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных вышеуказанных ограничений, утверждается Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусматриваются и в отношении внутреннего водного транспорта.
Федеральным законом устанавливаются особенности применения отдельных положений Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Предусматривается, что положения указанного закона в части расторжения и изменения условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными юридическими лицами в ситуации применения специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения ее финансовой стабильности применяются с учетом порядка расторжения, изменения условий договоров финансовой аренды (лизинга) с иностранными юридическими лицами, включая изменение порядка расчетов и возврата имущества иностранных юридических лиц по таким договорам и определение группы товаров, по которым применение такого порядка является обязательным.
В целях исключения рисков применения на территории Российской Федерации решений Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества Независимых Государств, членом которого является Украина и прибалтийские государства, потенциально противоречащих интересам Российской Федерации, Федеральным законом вносятся изменения в статью 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Так, устанавливается право Министерства транспорта Российской Федерации определять особенности применения на территории Российской Федерации актов указанного Совета, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта.
Федеральным законом закрепляется за Правительством Российской Федерации право в 2022 году устанавливать особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей и договоров финансовой аренды (лизинга) транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также особенности государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенности государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Комитет полагает, что Федеральный закон обеспечит сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации, позволит оперативно реагировать на вводимые в отношении Российской Федерации ограничительные меры экономического характера и исключить риск применения на территории Российской Федерации решений международных организаций, потенциально противоречащих интересам Российской Федерации в отношении отдельных видов транспорта на территории Российской Федерации.
Реализация Федерального закона потребует принятия 9 постановлений Правительства Российской Федерации, 5 приказов Министерства транспорта Российской Федерации и 2 приказов Федерального агентства воздушного транспорта.
Принятие Федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.