Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 11 марта 2022 г. N 3.4-06/267
по проекту федерального закона N 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) принят Государственной Думой 11 марта 2022 года.
Принятие Федерального закона следует из необходимости обеспечить устойчивое бесперебойное функционирование транспортного комплекса (гражданская авиация, морской и внутренний водный транспорт, железнодорожный транспорт) в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию, а также для поддержки российских субъектов предпринимательской деятельности.
В сфере гражданской авиации Федеральный закон направлен на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия "антисанкционных мер".
В сфере морского и внутреннего водного транспорта Федеральным законом предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации на установление в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов Российской Федерации, ответных ограничений.
В сфере железнодорожного транспорта предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", установив право Минтранса России определять особенности применения на территории Российской Федерации актов Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта (например, ОТИФ, МСЖД).
На сегодняшний день членами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств наряду с Российской Федерацией являются недружественные Украина, а также прибалтийские государства. При этом актами Совета регулируется очень широкий перечень вопросов деятельности железнодорожного транспорта, затрагивающие как организационные вопросы взаимоотношений иностранных железных дорог, так и вопросы организации и осуществления перевозочного процесса.
Федеральным законом также устанавливается требование об обязательном прохождении железнодорожным подвижным составом пономерного учета. В настоящее время у Российской Федерации отсутствует реальная возможность произвести удержание железнодорожного подвижного состава, принадлежащего иностранным администрациям, в том числе Украины и прибалтийских государств, в ответ на возможное удержание ими российских вагонов. Учитывая наличие повышенного риска наложения на российские компании санкционных ограничений, существует необходимость регулирования отношений в области пономерного учета на уровне российского нормативного правового акта.
В части вопросов своего ведения Комитет отмечает важность и своевременность принятия данного Федерального закона. В условиях беспрецедентного внешнего давления на Российскую Федерацию предложенные решения имеют характер контрмер:
- упрощение процедур сертификации и допуска к эксплуатации воздушных судов, посредством установления применимости в Российской Федерации разрешительной документации (дополнительный сертификат типа), выданной уполномоченными органами иностранного государства;
- сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации;
- функционирование российского реестра воздушных судов и максимального упрощения перехода судов с иностранных юрисдикции;
- обеспечение незамедлительного реагирования на ограничительные меры экономического характера, вводимые в отношении Российской Федерации;
- исключение рисков применения на территории Российской Федерации решений международных организаций, потенциально противоречащих интересам Российской Федерации;
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также другим международным договорам Российской Федерации.
Реализация положений Федерального закона не повлечет за собой необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
С учетом изложенного, в части вопросов ведения Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
В.М. Джабаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.