Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 11 марта 2022 г. N 3.7-04/809
по проекту федерального закона N 84938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 84938-8), принятый Государственной Думой 11 марта 2022 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон дополняет действующее законодательство положениями, предусматривающими комплекс мер социально-экономического характера в области градостроительной деятельности, земельных отношений, государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления иностранных государств.
В связи с этим предлагается ряд изменений в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в сфере капитальных вложений". Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" и Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральным законом в 2022 году вводятся дополнительные механизмы поддержки экономического сектора, в том числе упрощающие установленные действующим законодательством процедуры разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой документации, осуществления строительства объектов капитального строительства, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В частности, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополняется статьей 20, предусматривающей, что особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами.
Федеральным законом установлены следующие особенности при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в 2022 году:
1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;
2) допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
Помимо этого в 2022 году Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в отношении соответственно земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе принимать решения об определении размера арендной платы за земельный участок в размере не менее одного рубля.
До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении такого договора аренды;
на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка.
Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с указанным дополнительным соглашением, не может превышать трех лет. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить такое соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Принятие Федерального закона потребует принятия семи подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
С.Г. Митин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.