Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88956-8 "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Досье на проект федерального закона
Конвенция о правах инвалидов обязывает государства-участники принимать все необходимые меры для обеспечения эффективного осуществления инвалидами права на жизнь наравне с другими, принимать меры к обеспечению и поощрению права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, а также лиц, которые взяли на себя заботу об инвалидах.
Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы - это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объёме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
В нашей стране неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за указанными категориями инвалидов, предоставляются за счёт средств федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты, которые являются компенсацией утраченного заработка.
Однако, если ежемесячная выплата неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" установлена с 1 июля 2019 года в размере 10 000 рублей, что было сопоставимо с величиной минимального размера оплаты (МРОТ) на тот период, то ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлена с 1 июля 2008 года в размере 1 200 рублей. Индексация указанных ежемесячных выплат за осуществление ухода не предусмотрена.
Столь недопустимо низкий размер компенсационной выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, который по сути мало чем отличается от ухода за инвалидом с детства I группы, вызывает серьёзное социальное напряжение в соответствующей социальной группе населения, поток обращений в органы государственной власти с просьбой решить данную давно назревшую проблему.
Следует отметить, что реализуемый в 2021 году в 24 субъектах Российской Федерации пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, не решает в полной мере проблему ухода за указанными категориями инвалидов, поскольку согласно Типовой модели данной системы, утверждённой Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 667, объём социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю или 4 часа в день. В то же время дети-инвалиды, инвалиды с детства I группы и инвалиды I группы нуждаются в уходе в течение всего дня.
Это означает, что значимость ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, а также необходимость повышения размера данной выплаты для улучшения материального положения семей инвалидов и лиц, осуществляющих уход, сохраняется.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается предоставить неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы и являющимся их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13 000 рублей, что сопоставимо с величиной МРОТ в 2022 году.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Принятие и реализация Федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", предусматривающего установление с 1 января 2022 года ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, в размере 13 000 рублей, потребует дополнительные средства, покрываемые за счёт средств федерального бюджета в размере не менее 193 млрд рублей (без учёта индексации).
Указанные дополнительные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
По данным Минтруда России (источник: Федеральный реестр инвалидов), по состоянию на 1 января 2021 года в Российской Федерации насчитывается:
- детей-инвалидов - 703 808 чел.;
- инвалидов с детства I группы - 319 868 чел.;
- инвалидов I группы - 1 102 760 чел.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы установлена с 1 июля 2019 года в размере 10 000 рублей.
Предполагая, что каждому инвалиду указанных категорий необходим особый уход, то количество лиц, осуществляющих за ними уход, будет составлять аналогичное количество лиц, что и инвалидов.
Таким образом, необходимо выделение следующего количества денежных средств в год для выплат лицам, осуществляющим уход за указанными категориями инвалидов:
25 337 088 000 руб. - для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами (13 000 - 10 000 = 3 000 руб. х 703 808 чел. х 12 мес. = 25 337 088 000 руб.);
11 515 248 000 руб. - для лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства I группы (13 000 - 10 000 = 3 000 руб. х 319 868 чел. х 12 мес. = 11 515 248 000 руб.);
156 150816 000 - для лиц, осуществляющих уход за инвалидами с детства I группы (13 000 - 1 200 - 11 800 руб. х 1 102 760 х 12 мес. - 156 150 816 000 руб.).
ИТОГО: 193 003 152 000 рублей = 25 337 088 000 + 11 515 248 000 + 156 150 816 000.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Принятие Федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы" потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Принятие Федерального закона "О ежемесячной выплате лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы" не повлечёт необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.