Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 марта 2022 г. N 3.1-05/674
по проекту федерального закона N 40921-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 40921-8) был внесен в Государственную Думу 16 декабря 2021 года депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, Д.В. Ламейкиным и был принят Государственной Думой 26 января 2022 года в первом чтении, 10 марта 2022 года - во втором чтении, 11 марта 2022 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в части применения дистанционного электронного голосования, а также внесение других изменений с учетом анализа практики проведения выборов, референдумов.
В части регламентации порядка проведения дистанционного электронного голосования предусматривается, что решение о его применении принимается соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума.
Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании.
Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, федеральном референдуме принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования указанное решение принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Решение о проведении дистанционного электронного голосования на региональных выборах, референдумах принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме - по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, указанное согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе, региональных, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
На выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы.
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы.
Порядок дистанционного электронного голосования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием федеральных государственных информационных систем утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В случае совмещения дней голосования указанный порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, участвующих в дистанционном электронном голосовании.
При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный порядок утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом закрепляются требования к содержанию порядка дистанционного электронного голосования. Предусматривается, что такой порядок должен содержать, в том числе, порядок и сроки подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании и его отзыва, составления и использования списка участников дистанционного электронного голосования либо условия участия в дистанционном электронном голосовании без подачи такого заявления и порядок составления и использования списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании, а также порядок обеспечения возможности наблюдения при организации, осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов с учетом особенностей такого голосования, а также порядок назначения наблюдателей.
Предусматривается, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе, с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного голосования, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается. Избиратель, участник референдума, получивший доступ к дистанционному электронному голосованию, не вправе получить бюллетень на избирательном участке, участке референдума.
Такой избиратель, участник референдума может воспользоваться техническими средствами для участия в дистанционном электронном голосовании непосредственно в помещении для голосования или ином помещении, в случаях, определенных порядком дистанционного электронного голосования.
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления.
Помимо этого Федеральным законом предусматривается ряд других изменений.
Расширяется перечень ограничений пассивного избирательного права на выборах всех уровней. Предусматривается, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Данное ограничение также распространяется на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение отдельных преступлений средней тяжести, в том числе, предусмотренных частью 2 статьи 133 и частью 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденных к лишению свободы за совершение данных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Помимо этого закрепляется возможность составления и ведения списка избирателей, участников референдума в электронном виде. Такой список может составляться, уточняться и использоваться в электронном виде в порядке и сроки, определенные при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а при проведении иных выборов, референдумов - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
С учетом распространения практики использования дистанционного электронного голосования, а также в целях оптимизации системы и структуры избирательных комиссий, сокращения организационных и материальных издержек при проведении выборов, референдумов, Федеральным законом предусматривается прекращение полномочий избирательных комиссий муниципальных образований. Полномочия по организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума возлагаются на территориальные комиссии. По решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципального образования.
Федеральным законом также предусматривается, что в городе федерального значения, административном центре (столице) субъекта Российской Федерации, городском округе с численностью избирателей свыше 500 000 по согласованию с избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и последующему согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации допускается образование избирательных участков, участков референдума (уточнение перечня избирательных участков, участков референдума и их границ) с числом избирателей, участников референдума, превышающим три тысячи.
Федеральным законом уточняется порядок назначения, а также элементы правового статуса членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
Помимо этого, предусматривается, что политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую участковую комиссию, территориальную комиссию и окружную комиссию не более трех наблюдателей (в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Список наблюдателей предоставляется субъектом выдвижения в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (первого дня голосования при проведении многодневного голосования).
Федеральным законом закрепляется необходимость обязательного указания страхового номера индивидуального лицевого счета в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться.
Помимо этого, предусматривается, что представление избирательной комиссии о проверке достоверности сведений о кандидате может не направляться ей в соответствующие органы и учреждения в случае, если проверка достоверности сведений о кандидатах осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и (или) ГАС "Выборы", при этом результаты такой проверки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего органа (учреждения, организации).
Предусматривается обязательность маркировки содержащихся в агитационных материалах высказываний физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или физического лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Такая маркировка должна занимать не менее 15 процентов от объема (площади) агитационного материала. В случае использования такого высказывания в агитационном материале кандидат, избирательное объединение при предоставлении агитационного материала в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания, комиссию предоставляют информацию о том, какое высказывание какого физического лица, включенного в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, или физического лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, использовано в агитационном материале.
Закрепляются основания утраты статуса кандидата и кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. В частности, наступление данного последствия предусматривается в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации кандидата, списка кандидатов. Решение принимает соответствующая избирательная комиссия.
Федеральным законом уточняются нормы о проведении выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Помимо этого, Федеральным законом вносится ряд изменений уточняющего характера в целях приведения норм избирательного законодательства в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В Федеральном законе от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" закрепляется обязанность политической партии извещать соответствующий уполномоченный орган о проведении мероприятий партии.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.