Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 марта 2022 г. N 5.1-01/492
по проекту федерального закона N 40921-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 11 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, Д.В. Ламейкиным с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (законопроект N 40921-8).
При рассмотрении во втором чтении в Федеральный закон были внесены поправки, существенно расширившие предмет его правового регулирования.
Федеральным законом вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Федеральным законом (статья 2) в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливаются возможность и особенности применения дистанционного электронного голосования (далее - ДЭГ) при проведении выборов, референдумов. Предусматривается, что решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России). Решение о проведении ДЭГ на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме будет приниматься избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, по согласованию с ЦИК России. ДЭГ можно будет проводить с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем. Сроки проведения ДЭГ, используемые государственные информационные системы, условия участия избирателя, участника референдума в голосовании, а также порядок его проведения будут определяться соответствующей избирательной комиссией. Определяется, что порядок должен содержать, в том числе, сроки подачи заявления об участии в ДЭГ и его отзыва; правила составления списка участников; процедуру аутентификации и идентификации, предусматривающую проверку данных избирателя, участника референдума; условия, обеспечивающие возможности наблюдения при организации, осуществлении ДЭГ, установлении его итогов и учета итогов ДЭГ при определении результатов выборов, референдума. Избиратель, участник референдума, включенный в список участников ДЭГ, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. Закрепляется, что после осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается.
Перечень лиц, не имеющих права быть избранными, дополняется лицами, совершившими преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних (осужденных в соответствии с частью второй статьи 133, частью первой статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Упраздняются избирательные комиссии муниципальных образований. Их функции возлагаются на территориальные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления.
Исключается участие в деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий членов комиссий с правом совещательного голоса. При этом увеличивается с двух до трех количество наблюдателей, которых кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую и каждую территориальную избирательные комиссии.
Член вышестоящей избирательной комиссии наделяется правом знакомиться с документами и материалами нижестоящих комиссий и получать копии соответствующих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом).
Исключается требование о том, что не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Наименования должностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Согласующиеся изменения вносятся в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (статьи 3, 4 и 6 Федерального закона соответственно).
В Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливаются требования к кандидатам, предусмотренные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также предусматривается, что в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями может осуществляться распределение средств (внесение изменений в распределение средств, дополнительное выделение средств) федерального бюджета в порядке, предусмотренном в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В Федеральном законе "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" устанавливается, что расходы на содержание имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации, и обеспечение его функционирования осуществляются за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральным законом (статья 1) вносятся изменения в Федеральный закон "О политических партиях", которыми устанавливается обязанность политической партии извещать соответствующий уполномоченный орган о проведении открытых мероприятий (в том числе съездов, конференций или общих собраний по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности), допускать представителей уполномоченных органов на указанные мероприятия, проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также знакомить указанных лиц с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий.
Федеральным законом (статья 5) вносятся изменения в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", согласно которым на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, возлагаются полномочия по утверждению порядка и собственно ведение единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами, а также устанавливается перечень сведений, подлежащих включению в единый реестр.
Федеральным законом (статья 7) вносятся изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", согласно которым устанавливаются наименования должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации -"Глава" или "Губернатор" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации, а в городе федерального значения помимо указанных наименований возможно наименование "Мэр" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (организация публичной власти; формирование федеральных органов государственной власти), "д" (федеральная государственная собственность и управление ею), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному подпунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 9 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Статья 7 вступает в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные положения Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.
В отношении упраздняемых избирательных комиссий муниципальных образований со дня вступления в силу Федерального закона и до 1 января 2023 года предусмотрены переходные положения, согласно которым избирательные комиссии муниципальных образований не формируются. Если на день вступления в силу Федерального закона осуществляется формирование избирательной комиссии муниципального образования, ее формирование прекращается, а в случае если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в 2022 году, срок полномочий такой избирательной комиссии продлевается до 1 января 2023 года. Исполнение полномочий избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации возлагается на территориальную или участковую комиссию.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато Советом Федерации не позднее 25 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.