Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 89661-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях решения проблемы роста негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека вследствие деятельности компаний, осуществляющих перевалку, дробление и сортировку угля в портах (далее - стивидорные компании), что особенно актуально для Приморского и Хабаровского краев, Мурманской области.
За последние 10 лет объем перевалки угля в морских портах вырос втрое и составляет 140 млн. тонн угля в год. При этом, несмотря на то, что в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации с 2017 года федеральными органами исполнительной власти и стивидорными компаниями реализуются масштабные мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в результате осуществления деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля, ряд стивидорных компаний не реализует такие мероприятия, реализует их ненадлежащим образом либо не в должном объеме.
На территории Дальневосточного федерального округа деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в портах осуществляется 32 стивидорными компаниями, в отношении которых в период с 2016 по 2018 годы было вынесено 467 постановлений о назначении административного наказания.
За 2019 год Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора было проведено 94 проверки стивидорных компаний Приморского края, по результатам которых возбуждено 182 административных дела.
На территории Южного федерального округа деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в портах осуществляется 9 стивидорными компаниями, а количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в период с 2016 по 2018 годы-95. При этом общая сумма административных штрафов составила 6,096 млн. рублей, что является несущественным для крупных стивидорных компаний.
В настоящее время сформировалась практика, когда стивидорными компаниями при вынесении им предписаний об устранении административных правонарушений затягивается вступление данных предписаний в силу путем подачи жалоб, а впоследствии уплачивается административный штраф. Меры по устранению причин и следствий, способствовавших совершению таких правонарушений, стивидорными компаниями не принимаются.
Таким образом, соответствующие санкции в виде штрафов, предусмотренные действующей редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), недостаточно эффективны и требуют усиления, в том числе в части введения приостановления деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения проверок должностные лица органа государственного или муниципального контроля (надзора) в случае выявления нарушения законодательства вносят в адрес проверяемого лица предписания об устранении выявленного нарушения в установленный срок.
Предписание по своему существу является властным предписывающим документом, неисполнение которого образует состав административного правонарушения, предусмотрено частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В настоящее время ответственность за невыполнение предписания контрольно-надзорного органа предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из анализа ситуации следует, что наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей в отношении крупных стивидорных компаний не достигает целей и задачей КоАП РФ и не понуждает природопользователей к принятию фактических мер по устранению выявленных нарушений.
В целях разрешения сложившейся ситуации законопроектом предлагается статью 19.5 КоАП РФ дополнить:
частью 40, предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок законных предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный экологический надзор, на объектах деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля, с размером административного штрафа для юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;
частью 41, предусматривающей ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 40, с ответственностью для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трехсот до шестисот тысяч рублей либо приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Одновременно в целях наделения органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органов, осуществляющих государственный экологический надзор, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектной частью 40 статьи 19.5 КоАП РФ, законопроектом предлагается внести изменения соответствующие изменения в статьи 23.13 и 23.29.
Круг субъектов, в отношении которых будут применяться проектируемые законопроектом административные санкции, ограничивается юридическими лицами. Введение указанных санкций для лиц без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) нецелесообразно поскольку Росприроднадзором по итогам осуществления контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что лицами без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями) деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в морских и (или) речных портах не осуществляется.
В соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ положениями, устанавливающими полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой частью 41 статьи 19.5 КоАП РФ.
В целях обеспечения применения вышеуказанных норм законопроектом предлагается дополнить пункты 19 и 37 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ положениями, устанавливающими полномочия органов, осуществляющих федеральный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный экологический надзор, по составлению протоколов о таких административных правонарушениях.
Принятие законопроекта позволит повысить персональную ответственность стивидорных компаний, а также закрепит правовой механизм обеспечения выполнения стивидорными компаниями мероприятий по устранению выявленных правонарушений.
Принятие данных изменений будет способствовать реализации стивидорными компаниями мероприятий по устранению выявленных органами федерального санитарно-гигиенического надзора и государственного экологического надзора правонарушений, что в свою очередь, обеспечит снижение негативного воздействия на окружающую среду и будет поспособствовать улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах, вблизи которых расположены объекты по перевалке, дроблению и сортировке угля, снижению негативного воздействия на водные объекты.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие закона не приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с текущей необходимостью защиты экономики и снижения административного давления на юридических лиц в условиях зарубежных санкций закон вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и последующая реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) не потребует дополнительных затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет сокращение доходов бюджета.
Реализация полномочий, вытекающих из законопроекта, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций, и не повлечет необходимости дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.