Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 89976-8 "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьями 3, 32 и 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях обеспечения равномерной служебной нагрузки в судах Волгоградской области.
Анализ служебной нагрузки в районных (городских) судах Волгоградской области свидетельствует о том, что на протяжении последних шести лет служебная нагрузка в Краснослободском, Ольховском и Чернышковском районных судах Волгоградской области значительно ниже среднеобластных показателей.
Так, в Краснослободском районном суде Волгоградской области средняя служебная нагрузка по рассмотрению гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в 2014 году на одного судью, при штате 4 единицы, составляла 34,4 дела. В Ольховском районном суде Волгоградской области при штате 3 единицы - 38,2 дела. В Чернышковском районном суде Волгоградской области при штате 3 единицы в тот же период - 26,2 дела.
При этом среднеобластной показатель в 2014 году составлял 53,8 дела.
В этой связи в 2015 году принято решение о перераспределении нагрузки и сокращении штата судей в Краснослободском и Чернышковском районных судах Волгоградской области на 1 единицу; в 2016 году - в Ольховском районном суде Волгоградской области также на 1 единицу.
Несмотря на сокращение штата, средняя служебная нагрузка на одного судью по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях составляла:
1) в 2015 году при среднеобластном показателе 59,8 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 46,1 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 36,2 дела;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 37 дел;
2) в 2016 году при среднеобластном показателе 63,9 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 46,2 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 59,4 дела;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 39,7 дела;
3) в 2017 году при среднеобластном показателе 59,8 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 44,8 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 41,8 дела;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 36,7 дела;
4) в 2018 году при среднеобластном показателе 54,6 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 51,4 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 41 дело;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 41,6 дела;
5) в 2019 году при среднеобластном показателе 53,2 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 50,2 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 42,9 дела;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 35,6 дела;
6) в 2020 году при среднеобластном показателе 57,9 дела:
в Краснослободском районном суде Волгоградской области - 52,7 дела;
в Ольховском районном суде Волгоградской области - 59,3 дела;
в Чернышковском районном суде Волгоградской области - 48,8 дела.
Кроме того, принятие законопроекта позволит привести устройство судебной системы в Волгоградской области в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 280.2, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой. 1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Волгоградской области действуют Краснослободский районный суд со штатной численностью три единицы, а также Ольховский и Чернышковский районные суды со штатной численностью по две единицы, что делает невозможным реализацию требований Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей с соблюдением положений статьи 63 УПК РФ.
Анализ нагрузки судей указанных районных судов в течение нескольких лет свидетельствуют о нецелесообразности введения дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка по рассмотрению дел на каждого из судей указанных районных судов будет еще более низкой по отношению к среднеобластной.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Исходя из положений указанной статьи предлагается упразднить:
Краснослободский районный суд Волгоградской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области;
Ольховский районный суд Волгоградской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Иловлинского районного суда Волгоградской области;
Чернышковский районный суд Волгоградской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Суровикинского районного суда Волгоградской области.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Иловлинского районного суда Волгоградской области законопроектом предусматривается образование постоянного судебного присутствия в с. Ольховка Ольховского района Волгоградской области; в составе Суровикинского районного суда Волгоградской области - постоянного судебного присутствия в р.п. Чернышковский Чернышковского района Волгоградской области; в составе Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области - постоянного судебного присутствия в г. Краснослободске Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Таким образом, упразднение указанных в законопроекте районных судов Волгоградской области не повлечет ограничения деятельности по осуществлению правосудия и не нарушит стабильности судебной системы Волгоградской области в целом, поскольку вопросы, отнесенные к ведению упраздняемых судов, будут одновременно переданы в юрисдикцию других районных судов Волгоградской области.
Принятие законопроекта не повлечет также ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов в целом не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания посредством обращения в постоянные судебные присутствия.
Кроме того, принятие законопроекта позволит без увеличения общей штатной численности судей Волгоградской области равномерно распределить нагрузку на судей, а также с учетом создания более крупных по своему составу районных судов ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел, что является одним из эффективных направлений совершенствования правосудия.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области"
Принятие проекта федерального закона "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области" предусматривает передачу полномочий Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области в юрисдикцию действующих Среднеахтубинского, Иловлинского и Суровикинского районных судов Волгоградской области соответственно, что повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета.
Согласно расчетам Управления Судебного департамента в Волгоградской области на эти цели потребуется 2502825 рублей, в том числе:
1) в связи с предполагаемым сокращением государственных гражданских служащих (администратор, помощник председателя, помощник судьи, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, старший специалист 1 разряда) ориентировочные расходы на выплату четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частями 3, 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" -
2) в связи с предполагаемым сокращением персонала по охране и обслуживанию зданий (сторож, водитель, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий) ориентировочные расходы на выплату среднего заработка в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации - 788499 рублей;
3) на замену вывесок на зданиях судов - 15000 рублей;
4) на изготовление гербовых печатей - 12600 рублей;
5) на изготовление штампов, печатей - 31500 рублей.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией проекта федерального закона, будет осуществлено за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для обеспечения деятельности районных (городских) судов Волгоградской области.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области"
В связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Краснослободского, Ольховского и Чернышковского районных судов Волгоградской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Волгоградской области" не потребуется признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.