Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), направленных на уточнение порядка назначения административного наказания юридическим лицам, являющимся социально ориентированными некоммерческими организациями, включенными в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, и субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нуждается в уточнении положение проектной части 5 статьи 2.1 Кодекса (подпункт "б" пункта 1 проекта), касающееся юридических лиц: будет ли оно применяться ко всем юридическим лицам либо только к перечисленным в проектной части 4 статьи 2.1 Кодекса. Проектную часть 5 статьи 2.1 Кодекса следует согласовать с частью 3 статьи 2.1 Кодекса, предусматривающей, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Положение законопроекта (пункт 2) о внесении изменений в часть 3 статьи 3.4 Кодекса требует корректировки с учетом положений части 2 статьи 4.1.1 Кодекса, в которой перечислены составы административных правонарушений, в случае совершения которых административное наказание в виде административного штрафа не может быть заменено на предупреждение.
Обращаем внимание, что Кодексом (см. часть 3 статьи 1.4, часть 3 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1) предусмотрена возможность снижения размеров административной нагрузки не только для некоммерческих организаций и лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, но и для их должностных лиц и работников. Вместе с тем в проектной статье 4.1.2 Кодекса данный принцип не реализуется, и не предполагается установления особенностей назначения (снижения) административного наказания для должностных лиц и работников указанных субъектов.
Частью 1 статьи 4 Кодекса предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Законопроектом (пункт 4) предлагается установить исключение из этого принципа для социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, установление таких особых условий применения мер административной ответственности для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предполагает возможность совершения любого количества одинаковых правонарушений данными субъектами при условии понесения ответственности только за одно правонарушение, что нивелирует предупредительную функцию административного наказания (часть 1 статьи 3.1 Кодекса), а также не отвечает принципу равенства перед законом (часть 1 статьи 1.4 Кодекса).
Проектную часть 6 статьи 4.4 Кодекса (подпункт "в" пункта 4), содержащую условие, при котором применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 4.4 Кодекса, необходимо согласовать с указанными частями данной статьи, так как в них ведется речь о случаях совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Д.Ю. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.