Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
по проекту федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства), внесенному Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Данный законопроект разработан во исполнение подпунктов "а" и "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 февраля 2019 года N Пр-277 и направлен на снижение административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время выявлен целый ряд проблем, связанных с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, сопряженной с назначением административного наказания, в первую очередь, в виде административного штрафа. Так, в действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отсутствует достаточная реализация принципа замены административного штрафа предупреждением в случае, если административное правонарушение совершено впервые (для некоммерческих организаций и субъектов МСП), а размеры административного наказания в зависимости от масштаба бизнеса (в том числе в зависимости от категории субъекта МСП) не дифференцированы.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в общую часть КоАП РФ, которые предусматривают:
- назначение в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов МСП предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа;
- уменьшение размера административного штрафа для юридических лиц - социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, за счет распространения на такие категории организаций правил КоАП РФ о назначения административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям (далее - ИП). Учитывая, что в настоящее время порядка 99% всех субъектов МСП относятся к категории микропредприятий и субъектов малого предпринимательства (из которых лишь 39% - юридические лица, остальные ведут деятельность в форме ИП), а разница в размере штрафов для ИП и юридических лиц может достигать 500-900%, предлагаемое изменение, по мнению Комитета, не только позволит в значительной степени снизить административные издержки для субъектов МСП, но и будет способствовать общей нормализации взаимодействия контрольно-надзорных органов с малым и средним бизнесом;
- введение запрета на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе проведения проверки в отношении СОНКО и субъектов МСП. Иными словами, если субъект МСП не выполнил ряд предписаний, содержащихся в одной статье КоАП РФ, то административное наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех (по принципу "одна проверка - один штраф по статье КоАП РФ");
- отказ от одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица - СОНКО либо субъекта МСП, и его должностного лица и (или) иного работника. Если должностное лицо либо работник СОНКО или субъекта МСП были привлечены к административной или уголовной ответственности за административное правонарушение, СОНКО или субъект МСП освобождается от ответственности за такое административное правонарушение в случае, если им были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать решению одной из наиболее острых системных проблем МСП, связанной с избыточной административной нагрузкой на бизнес. Об остроте этой проблемы свидетельствуют, в частности, результаты мониторинга административного давления, приведенные в рамках доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации Президенту Российской Федерации в 2021 году. Как отмечается в докладе, многочисленные избыточные требования в отношении МСП до сих пор не ликвидированы, и несмотря на снижение числа проверок, общий размер наложенных на предпринимателей административных штрафов продолжает расти. На увеличение административной нагрузки в течение последних нескольких лет (в том числе в 2020 году, который оказался особенно тяжелым как для российской экономики в целом, так и для сектора МСП в частности) указывают и сами руководители либо собственники субъектов МСП. Так, по результатам исследования Федеральной службы охраны о состоянии административной среды в России, 42,7% респондентов указали, что административная нагрузка на их бизнес в 2020 году только возросла, несмотря на введение моратория на плановые проверки субъектов МСП. В этой связи Комитет выражает надежду на то, что принятие законопроекта позволит в значительной степени снизить административные издержки и коррупционные риски для сектора МСП.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству рекомендует принять в первом чтении проекта федерального закона N 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства), внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.В. Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.