Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 19881-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования отношений при осуществлении геодезической и картографической деятельности), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 декабря 2021 г. (протокол N 12, пункт 102) рассмотрел проект федерального закона N 19881-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования отношений при осуществлении геодезической и картографической деятельности), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусматривающие, в частности, обязательность использования пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, сведений, содержащихся в единой электронной картографической основе, при осуществлении картографической деятельности для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обязательность использования отечественных геоинформационных программных средств, соответствующих установленным требованиям, при обработке пространственных данных.
Принимая во внимание важность для экономики Российской Федерации в целом и для отрасли "Строительство" вопросов использования пространственных данных и материалов, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных, сведений, содержащихся в единой электронной картографической основе, при осуществлении градостроительной деятельности, Комитет поддерживает целесообразность их регулирования. Вместе с тем, к законопроекту имеются следующие замечания.
1. Предлагаемые законопроектом положения не в полной мере согласуются с Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также с положениями, установленными Федеральным законом от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр".
Так, законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон ряд новых понятий - "геоинформационная система", государственная геоинформационная система", правовой смысл которых не в полной мере идентифицирует такие информационные системы в законодательстве, поскольку определяющие признаки указанных систем дублируют цели федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных, указанные в статье 18.1 Федерального закона, в том числе поиск, сбор, создание, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных; ведение государственных и иных информационных ресурсов, необходимых для функционирования национальной системы пространственных данных; информационное взаимодействие, включая обмен сведениями, между федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных, государственными и иными информационными системами, государственными и иными информационными ресурсами.
Принимая во внимание, что федеральная государственная информационная система, указанная в статье 18.1 Федерального закона, направлена на обеспечение функционирования национальной системы пространственных данных, характеристики которой также отсутствуют в законодательстве, представляется целесообразным при доработке законопроекта ко второму чтению:
- определить непосредственно понятие "национальная система пространственных данных";
- определить структуру "национальная система пространственных данных" и ее связь с фондами пространственных данных, предусмотренными в главе 3 Федерального закона, с геоинформационными технологиями и географическими информационными системами, предлагаемыми законопроектом (специальными информационными системами), а также связь "национальной системы пространственных данных" с федеральным порталом пространственных данных и региональными порталами пространственных данных (статья 19 Федерального закона).
При доработке законопроекта следует принять во внимание цели и задачи Государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148, вступившим в силу с 1 января 2022 года, а именно:
- ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы;
- отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных;
- отсутствие единых требований к предоставлению пространственных данных органами публичной власти и хозяйствующими субъектами, в том числе требования к цифровым картографическим продуктам, включая специальные карты для целей градостроительной деятельности;
- несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в отношении пространственных объектов,
Отсутствие регулирования в данном вопросе, по мнению Комитета, не позволит в условиях современных реалий достичь заявленных законопроектом целей и обеспечить достоверность и сопоставимость сведений о пространственных объектах, обеспечить национальную безопасность.
2. При доработке законопроекта также следует принять во внимание, что водоприемники, мелиоративные системы, магистральные каналы мелиоративных систем не попадают под определение природно-антропогенного объекта, установленного Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", так как не обладают свойствами природного объекта и не имеют рекреационного и защитного значения. Отнесение таких объектов к "иным объектам", указанным в пункте 3 статьи 3 Федерального закона может привести к сложности при определении единых требований при предоставлении и при учете пространственных данных.
В этой связи, не представляется ясным, будут ли отнесены к пространственным объектам ограниченного доступа, установленным в новой редакции части 4 статьи 24 Федерального закона (пункт 18 статьи 1 законопроекта), пространственные данные о мелиоративных системах, которые представляют собой комплексы взаимосвязанных не только гидротехнических, но и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель").
В этой связи, представляется целесообразным уточнить редакцию изменений, предлагаемых в подпункте "а" пункта 2 и пункте 18 статьи 1 законопроекта).
3. Согласно проектируемой части 15 статьи 9 Федерального закона на правообладателей объектов недвижимости, на которых находятся геодезические пункты геодезических сетей специального назначения или части указанных пунктов возлагается обязанность уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти обо всех случаях повреждения или уничтожения указанных пунктов.
Вместе с тем, геодезические пункты геодезических сетей специального назначения или части указанных пунктов, центры которых нередко размещаются в конструктивных элементах зданий и сооружений, на крышах некоторых общественных и жилых зданий (строений, сооружений), а также в подвалах зданий (строений, сооружений). Помимо прочего подобные пункты расположены на сооружениях Беломорско-Балтийского канала, маяках Белого моря и иных объектах.
Частью 6 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень мероприятий при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, которыми не предусмотрено направление каких-либо уведомлений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии.
Принимая во внимание, что к основным причинам утраты геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения или частей указанных пунктов, как правило, отнесено проведение работ на фасадах и крышах зданий, реконструкция, расширение и ремонт улиц и проездов; реконструкция автодорог (шоссе) и дорожного покрытия, расширение дорог, строительство развязок; реконструкция и расширение железных дорог; снос зданий, и просто благоустройство территорий, а в пределах границ охранных зон таких знаков запрещается использование зданий (строений, сооружений) для осуществления видов деятельности, приводящих к повреждению или уничтожению наружных опознавательных знаков пунктов, нарушению неизменности местоположению их центров, уничтожению, перемещению, засыпке или повреждению составных частей пунктов, представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте встречную обязанность для федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обеспечивать своевременное информирование застройщиков собственников зданий (строений, сооружений) о наличии геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения и о границах охранных зон таких пунктов.
При отсутствии у застройщика или собственника здания (строения, сооружения) информации о наличии в конструктивных элементах зданий (строений, сооружений) геодезических пунктов геодезических сетей специального назначения обязанность направления каких-либо уведомлений не приведет к желаемому результату по обеспечению их сохранности.
Принимая во внимание изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 19881-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования отношений при осуществлении геодезической и картографической деятельности) при условии устранения замечаний, указанных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.