Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 90752-8 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедуры подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при совершении экспортных операций.
Целью законопроекта является упрощение порядка документального подтверждения ставки НДС в размере 0 процентов.
Согласно текущему регулированию для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС налогоплательщики, осуществляющие экспорт товаров, обязаны представить пакет документов на бумажном носителе, включая декларацию на товары, контракт, копии указанных документов. Порядок представления подтверждающих документов на бумажном носителе существует с 2000 года и к настоящему моменту с развитием цифровых технологий утратил свою эффективность.
С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность представления сведений посредством реестра, однако в соответствии с действующим регулированием такой реестр включает исключительно сведения из деклараций. При этом, как показывает практика, установление возможности представления сведений из деклараций посредством реестра в электронной форме показало свою результативность.
Предлагаемые изменения направлены на упрощение процесса подтверждения ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров путем расширения возможности представления налогоплательщиками необходимых сведений в электронной форме. Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0 процентов по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.
Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.
Указанные изменения позволят налоговым органам обрабатывать представленные налогоплательщиком в составе реестров сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления представленных данных со сведениями, получаемыми в электронном виде от ФТС России в рамках информационного обмена.
Таким образом, предлагаемые изменения будут способствовать снижению административной нагрузки на налогоплательщиков и упрощению процесса проверки и подтверждения ставки 0 процентов по НДС для налоговых органов.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих ведомственных актов:
1) приказа о внесении изменений в приказ ФНС России от 23 октября 2020 г. N ЕД-7-15/772@ "Об утверждении форм, порядка заполнения и форматов представления реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением абзацев десятого и двенадцатого пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации), в электронной форме";
2) приказа "Об утверждении формы и порядка заполнения реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка их представления в электронной форме и признать утратившим силу приказ ФНС России от 20 августа 2020 г. N ЕД-7-15/593@".
Ответственный федеральный орган исполнительной власти - ФНС России.
Срок принятия указанных ведомственных актов - 3 месяца с даты принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.