Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 91089-8 "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство)"
Досье на проект федерального закона
В связи с резко изменившимися геополитическими процессами в западных странах усилились недружеские настроения по отношению к российским гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим русские или российские корни.
Представляется, что необходимо предпринять срочные и действенные меры по защите русского и(или) русскоязычного населения, проживающего за границей, предоставив им при их желании возможность беспрепятственного въезда в Россию и получения российского гражданства в кратчайшие сроки.
Представленным законопроектом предлагается внести изменение в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части установления упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если национальность хотя бы одного из родителей указанного гражданина или лица записана в акте о рождении как русский. Иностранные граждане и лица без гражданства могут подтвердить принадлежность к русской национальности иными свидетельствами.
При этом для таких лиц не требуется соблюдение условий о непрерывном проживании на территории России в течение 5 лет и предоставлении вида на жительство, подтверждении законного источника средств к существованию, сдаче экзамена на определение уровня знаний русского языка. Вместе с тем, нормы законопроекта требуют для указанных лиц начать процедуру отказа от имеющегося гражданства (но не предоставлять справку о выходе из гражданства), за исключением случаев, когда международным договором урегулирован вопрос двойного гражданства.
Согласно проектируемым нормам законопроекта решение о приеме в гражданство будет осуществляться в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего заявления. В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона, с 2014 года введен упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка. Обязательными условиями приобретения гражданства по указанному основанию явились: отказ от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, или когда отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин); наличие законного источника средств к существованию; обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство России.
Носителями русского языка, согласно нормам действующего Федерального закона, можно признать только лиц, которые владеют и используют русский язык в повседневной жизни, в случае, если данные лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Вместе с тем, для большинства иностранных граждан - носителей русского языка, несмотря на сокращение срока принятия решения о приеме в гражданство России (3 месяца со дня подачи заявления) и установление других льгот, приобретение гражданства нередко затягивается. Прежде всего, это связано с необходимостью прохождения процедуры отказа от имеющегося гражданства, которая может быть весьма длительной или вовсе остается неразрешимой (например, уполномоченные органы Украины не оформляют выход из гражданства жителям украинских юго-восточных областей). Носители русского языка вынуждены наравне с мигрантами из дальнего зарубежья проходить многоступенчатый путь к российскому гражданству. Таким образом, для многих соотечественников действующая процедура приобретения гражданства трудно осуществима или неосуществима вовсе.
С целью преодоления сложностей при приобретении российского гражданства лицами русской национальности, вводится еще одна форма упрощенного приема в гражданство Российской Федерации. Представляется, что в первую очередь вводимым упрощенным порядком воспользуются лица, русские по национальности, проживающие на Украине и в других бывших советских республиках. Необходимо отметить, что законодательство некоторых иностранных государств, например, Израиля или Венгрии, предоставляет возможность евреям или этническим венграм приобрести соответствующее гражданство. Так, для получения гражданства Венгрии необходимо подтвердить наличие венгерских предков (например, таким документом может быть свидетельство о рождении одного из родственников по прямой восходящей линии в Венгрии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации положение о русском языке как языке государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация. Оно не умаляет достоинства других народов, не может рассматриваться как несовместимое с положениями Конституции Российской Федерации о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от национальности, о равноправии и самоопределении народов.
Принятие проекта федерального закона позволит упростить и ускорить порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства русской национальности, наших соотечественников, доживающих на территориях иностранных государств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство) не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство) не потребует принятия, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в части установления для иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших принадлежность к русской национальности, упрощенного порядка приема в российское гражданство) потребует внесения изменений в Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.