Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 93395-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 6 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 1483 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в части уточнения оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, указанных в пунктах 3 и 7 указанной статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, в частности, характеризующих товары, в том числе указывающих на место их производства. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Таким образом, применение данной нормы уже сегодня позволяет ограничить получение исключительных прав на обозначения, единственным элементом которых являются названия географических объектов или производные от таких названий обозначения.
Вместе с тем, регистрация обозначений с указанием названий географических объектов или производных от таких названий обозначений в качестве неохраняемых элементов может осуществляться только в отношении лиц, которые находятся или имеют действительное производство в границах географического объекта, наименование которого включается в товарный знак.
В этой связи предлагается уточнить основание для отказа в регистрации товарного знака, предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, дополнив его нормой о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой или содержащего элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара.
Также в настоящее время идет работа по подготовке нормативных актов, обеспечивающих выполнение Российской Федерацией обязательств, возникших в связи с присоединением к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (далее - Женевский акт). В этой связи необходимо провести работу по гармонизации норм национального и международного законодательств.
В соответствии со статьей 11 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях Договаривающаяся сторона обеспечивает в отношении зарегистрированного наименования места происхождения товара или географического указания правовые средства, позволяющие препятствовать:
(а) использованию наименования места происхождения или географического указания
(i) в отношении товаров, которые однородны с теми, к которым применяется наименование места происхождения или географическое указание, и которые не происходят из географического района происхождения или не удовлетворяют любым другим применимым требованиям для использования наименования места происхождения или географического указания;
(ii) в отношении товаров, которые не однородны с теми, к которым применяется наименование места происхождения или географическое указание, или услуг, если бы такое использование указывало на связь между этими товарами или услугами и бенефициарами наименования места происхождения или географического указания или предполагало наличие такой связи и могло нанести ущерб интересам бенефициаров или, когда это применимо, в силу репутации наименования места происхождения или географического указания в соответствующей Договаривающейся стороне такое использование могло умалить или ослабить несправедливым образом такую репутацию или позволить недобросовестно получить преимущество за счет такой репутации;
(b) любой иной практике, способной ввести потребителей в заблуждение относительно подлинного происхождения, источника или природы товаров.
Для целей применения пункта 7 статьи 1483 ГК РФ в действующей редакции однородность товаров не имеет правового значения, поскольку исходя из названной нормы в случае наличия сходного до степени смешения наименования места происхождения товара или географического указания, противопоставленного заявленному обозначению, последнее не может быть зарегистрировано в отношении любых товаров.
Данная норма переработана в законопроекте и в измененной редакции в отношении однородных товаров предусматривает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих географическое указание или наименование места происхождения товара, охраняемых в соответствии с ГК РФ, а также обозначений, заявленных на регистрацию в качестве такого до даты приоритета товарного знака. В отношении неоднородных товаров регистрация товарного знака может допускаться, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и не может ущемить законные интересы правообладателя исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара.
Для уже зарегистрированных товарных знаков, в отношении которых правообладателем предполагается распоряжение правом путем отчуждения исключительного права на товарный знак или предоставления права его использования, предлагаются изменения и дополнения в статьи 1488 и 1489 ГК РФ. Данные изменения и дополнения корреспондируют изменениям в пункты 3 и 7 статьи 1483 ГК РФ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федеральные от 24 декабря 2015 года N 1416 "О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на них без договора"
Срок подготовки - шесть месяцев с момента принятия Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
2) приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак"
Срок подготовки - шесть месяцев с момента принятия Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Роспатент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.