Досье на проект федерального закона
В 2003 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс, которые предписывали часть доходов от нефтегазового экспорта выше определенной цены за нефть направлять в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд РФ был создан 1 января 2004 года. С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. С 1 января 2018 года Резервный фонд был ликвидирован и присоединен к Фонду национального благосостояния. За время своего существования Стабилизационный фонд несколько раз использовался на покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату долгов Парижскому клубу и Международному валютному фонду. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005 - 2007 годах было выделено 1 трлн. 281 млрд. руб. В 2007 году из Стабфонда 300 млрд. руб. было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию "Роснанотех".
Иммобилизация части доходов федерального бюджета, которые определяются как нефтегазовые, их обособленный учет и использование привели к целому ряду крупных негативных экономических и финансовых следствий.
Использование средств Фонда национального благосостояния (ранее Стабилизационного и Резервного фондов) посредством размещения в ценные бумаги иностранных государств по экономическому содержанию означает финансирование дефицитов бюджетов иностранных государств. Вложение ежегодных поступлений федерального бюджета от нефтегазовых доходов в финансовые инструменты, эмитированные иностранными государствами и агентствами, явилось одним из каналов оттока капитала из страны и служило искусственным тормозом экономического роста. За период с 2004 по 2020 год в Стабилизационный фонд, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния было перечислено 23,5 трлн. рублей нефтегазовых доходов.
Направление части нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния сопровождалось практикой одновременных заимствований для покрытия дефицита бюджета Российской Федерации. Одновременное осуществление заимствований и вложение средств Фонда национального благосостояния в иностранные активы привело к потерям от разницы процентов по депозитам и по заимствованиям. В результате произошло накопление геополитических рисков, неоправданный рост расходов на обслуживание долга. За период с 2001 по 2020 год федеральный бюджет был исполнен с профицитом с 2001 по 2008 год, в 2011, 2018 и 2019 гг. В 2012, 2013, 2014 и в 2020 гг. федеральный бюджет можно характеризовать как дефицитно-профицитный, когда одновременно формально имел место дефицит бюджета, но при этом на большую величину происходило пополнение Фонда национального благосостояния. И лишь в 2009, 2010, 2015 - 2017 гг. дефицит бюджета сопровождался сокращением Фонда национального благосостояния (Резервного фонда). В 2020 году при дефиците федерального бюджета в размере 4,1 трлн. рублей были осуществлены чистые заимствования на сумму 4,6 трлн. рублей и пополнение ФНБ на 5,78 трлн. рублей. Осуществление заимствований при одновременном пополнении Фонда национального благосостояния привело к тому, что расходы федерального бюджета на обслуживание долга к 2022 году оказались практически сопоставимы с расходами федерального бюджета на образование.
Утверждение федеральных бюджетов с профицитом и ростом профицита при исполнении бюджета сопровождалось значительными остатками бюджетных средств. Профицит бюджета в форме остатков бюджетных средств в конце года в дополнение к нефтегазовым доходам, обусловленным "бюджетным правилом", направлялся в Фонд национального благосостояния. Это служило еще одним фактором недофинансирования бюджетных расходов и экономики в целом.
Движение средств в форме поступления нефтегазовых налоговых доходов, пополнение и использование средств ФНБ осуществлялось полностью или частично на открытый валютный рынок, что открывало возможности для валютных спекуляций и дополнительной турбулентности на финансовых рынках.
В проекте закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс" предлагается исключить с 01.04.2022 года направление нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния. Все нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат учету и использованию как и любые другие поступления доходов федерального бюджета по принципу единства кассы. Кроме того, в проекте закона определяются особенности учета и использования остатков средств Фонда национального благосостояния, которые сформированы по состоянию на 01.04.2022 года, на финансирование дефицита федерального бюджета, на финансирование проектов государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в реальном секторе экономики, реализуемых российскими организациями, финансирование долгосрочных инвестиционных, в т.ч. самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (о прекращении направления нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (о прекращении направления нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния)" не повлечет дополнительных расходов бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (о прекращении направления нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (о прекращении направления нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.