Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 93332-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения отдельных положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ), регулирующих организацию обращения с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года.
Необходимость указанных изменений обусловлена неопределенностью положений пункта 1 статьи 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ, в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, вправе осуществлять обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности.
По смыслу указанной нормы индивидуальные предприниматели и юридические лица не могут осуществлять самостоятельное обращение с данными отходами при наличии у них в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.
Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ не могут рассматриваться в отрыве от иных положений данного федерального закона.
Так, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 89-ФЗ деятельность по утилизации отходами обладает безусловным приоритетом по отношению к деятельности по их обезвреживанию.
Таким образом, применение положений статьи пункта 1 статьи 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ, как ограничивающих право хозяйствующих субъектов при наличии у них приоритетной по отношению к обезвреживанию технологии утилизации и возможности осуществлять утилизацию вместо обезвреживания, не соответствует приоритетам государственной политики в области обращения с отходами.
Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ дополняется указанием на объекты утилизации.
Также законопроектом предлагается установить особенности обращения с отходами I и II классов опасности, образовавшимися после утраты товарами полностью или частично своих потребительских свойств у физических лиц.
Передача юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими накопление и (или) сбор указанных отходов, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению отходов I и II классов опасности будет осуществляться без участия федерального оператора.
Предлагаемое решение позволит сохранить существующую инфраструктуру и сложившиеся экономические отношения между лицами, осуществляющими деятельность по накоплению и сбору у физических лиц отходов I и II классов опасности, образующихся после утраты товарами полностью или частично своих потребительских свойств, а также будет способствовать стимулированию сбора у населения таких отходов.
Кроме того, законопроектом синхронизируются изменения, внесенные в законодательство об отходах производства и потребления для обеспечения нового регулирования отрасли обращения с отходами I и II классов опасности, вступившие в силу с 1 марта 2022 года.
Так, в отношении условия прекращения действия договоров между индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предметом которых является обращение с отходами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности и которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ, имеется правовая неопределенность.
Из действующей редакции пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ неясны условия прекращения действия указанных договоров после 1 марта 2022 года.
В этой связи, в целях синхронизации вступления в силу всех условий регулирования отрасли обращения с отходами I и II классов опасности целесообразно определить предельный срок действия таких договоров - 1 марта 2022 года.
Учитывая изложенное, законопроектом вносится соответствующее изменение в пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, юридических и физических лиц, на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
В предлагаемых изменениях отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не устанавливается вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и вид предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует изменения иных федеральных законов, приостановления или признания утратившими силу их отдельных положений, признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Принятие федерального закона "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.