Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95326-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно действующим требованиям Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ) для получения права на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения необходимо достижение гражданином возраста 21 года, исключение сделано для граждан, прошедших либо проходящих военную службу, а также граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение остальных видов гражданского оружия возникает у граждан по достижении возраста 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 231-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 231-ФЗ) повышается с 18 до 21 года возраст, с которого граждане вправе приобретать охотничье оружие и огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны. С этой целью Федеральным законом N 231-ФЗ установлено, что право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Указанные положения Федерального закона N 231-ФЗ вступят в силу только с 29 июня 2022 года.
Между тем трагические события, произошедшие 20 сентября 2021 года в Пермском государственном национальном исследовательском университете, а ранее - в городах Керчи и Казани, показывают, что нападения молодыми людьми на образовательные организации и массовые убийства с применением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия происходят с угрожающей периодичностью. Общественную опасность в таких ситуациях могут представлять и другие виды охотничьего оружия, используемого в противоправных целях, в частности, пневматическое, холодное клинковое и метательное стрелковое оружие.
В связи с этим предлагается ужесточить условия получения права на приобретение охотничьего оружия и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, а также ускорить вступление в силу положений о повышении минимального возраста, дающего право на приобретение отдельных видов гражданского оружия.
Предусмотренная законопроектом новая редакция части первой статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ дает право на приобретение охотничьего оружия и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны гражданам по достижении возраста 30 лет, а также гражданам, не достигшим 30-летнего возраста, при условии, что они прошли либо проходят военную службу (в том числе по призыву) или проходят службу в государственных военизированных организациях, следовательно, психологически подготовлены к владению оружием.
Предлагаемое изменение федерального законодательства направлено на обеспечение ответственного отношения владельцев гражданского оружия к его использованию. При этом сохраняется исключение, дающее право приобретать охотничье оружие гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также гражданам, занимающимся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, по достижении возраста 18 лет.
Согласно законопроекту предлагается установить срок вступления в силу новой редакции части первой статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ с 1 июня 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.