Досье на проект федерального закона
Поправками, предложенными в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", законопроект устраняет недостатки неоправданно широкого толкования ключевого понятия "соотечественник".
В пункте 3 статьи 1 данного закона предлагается новая редакция определения "соотечественник", в соответствии с которой соотечественниками признаются лица, владеющие русским языком, как государственным языком Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, и те, чьи прямые предки родились или проживали на территории Российской Федерации. При этом учитывается, что за прошедшие после распада СССР 30 лет выросло новое поколение соотечественников, не имевших гражданства СССР. В этой связи из определения понятия "соотечественник" исключена связь с гражданством СССР.
Определение "соотечественник" в пункте 3 статьи 1 действующего закона |
Определение "соотечественник" в пункте 3 статьи 1, предлагаемое в проекте |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации, владеющие русским языком, как государственным языком Российской Федерации и относящиеся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники - по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федерации, из числа: лиц, проживающих в государствах - бывших республиках, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. |
Из определения понятия "соотечественник" также исключен неконкретный термин "как правило", употребленный в отношении народов, исторически проживающих в России.
При этом законопроект новой редакцией в абзаце 7 статьи 2 раскрывает в целях настоящего закона понятие "перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации", чего нет в действующем законе.
В указанный перечень входят:
- государствообразующий народ (русские);
- представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;
- представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;
- представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. N 255;
- представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.
Перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, для целей настоящего закона формируется из указанных групп и утверждается Правительством Российской Федерации.
В предлагаемое понятие "соотечественник" включено условие владения соотечественником русским языком, как государственным языком Российской Федерации, что является необходимым условием соответствия конституционному требованию к государству обеспечивать общероссийскую культурную идентичность соотечественников, проживающих за рубежом. Если государство заботиться о тех, кто проживая за рубежом, сохраняет общероссийскую культурную идентичность, одним из составляющих которой является знание общего для всех россиян языка - государственного языка России, то, естественно, в понятие "соотечественник" включить условие владения русским языком.
Уточнение понятия "соотечественник" позволит использовать его в реализации прав соотечественников, предусмотренных федеральными законами "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", "О гражданстве Российской Федерации" и в других законодательных актах, затрагивающих интересы соотечественников, проживающих за рубежом в осуществлении их прав "обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности" в соответствии с частью 3 статьи 69 Конституции Российской Федерации.
Законопроект не предусматривает дополнительных мер государственной поддержки соотечественников. Он не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета в случае его принятия.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования, необходимые для подготовки обеспечивающих его применения нормативных актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению или дополнению в связи с принятием проекта Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" потребует принятие акта федерального законодательства: Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.