Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95559-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" (далее - законопроект) предлагается дополнение действующего Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ новой главой о договорах услуг подачи и отвода воды.
Подведомственные Минсельхозу России федеральные государственные бюджетные учреждения в области мелиорации земель (далее - учреждения) осуществляют подачу и отвод воды для обеспечения выращивания сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях.
Вследствие реализации ведомственной программы "Развитие мелиоративного комплекса России" и федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" увеличивается ввод площадей мелиорированных земель, что приводит к росту затрат учреждений на эксплуатацию мелиоративных систем федеральной собственности. Факторами, влияющими на увеличение затрат, связанных с подачей и отведением воды, являются ежегодный рост минимального размера оплаты труда (сотрудники, занимающие должности машиниста насосной станции, осмотрщика ГТС, руслового ремонтера и принимающие непосредственное участие в обеспечении транспортировки водных ресурсов, подпадают под категорию низкооплачиваемых, получающих заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда), затрат на электроэнергию с учетом ежегодного повышения тарифов на энергоносители, дополнительный износ оборудования.
Часть мероприятий, связанных с подачей и отводом воды через магистральные и межхозяйственные каналы, осуществляется только за счет средств государственного задания.
Осуществление транспортировки воды по так называемой "внутрихозяйственной сети" к земельным участкам разных форм собственности возможно на договорной основе исключительно в целях обеспечения подачи и отведения воды в установленные сроки с соблюдением всех нормативов во избежание срывов работ в вегетационный период и получения запланированного (гарантированного) урожая.
Следует отметить, что согласно данным национального доклада о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", уровень рентабельности реализации основных видов сельскохозяйственной продукции (продукции растениеводства) за 2018 и 2019 годы по Российской Федерации составил 33,2%.
С учетом позиции учреждений (ФГБНУ ВНИИ "Радуга", ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз") стоимость орошения в среднем не превышает 5% от затрат на производство сельскохозяйственной продукции, а урожайность в засушливый год возрастает в 2 - 3 раза по сравнению с богарными землями.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования водным объектом предоставляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" и от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договоров водопользования" установлены соответствующие порядки заключения договоров водопользования и выдачи решений на водопользование. Указанными нормативными актами устанавливаются требования к содержанию договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Вместе с тем в указанных актах не предусмотрена необходимость согласования с учреждением технической возможности и условий водопользования при заключении договора водопользования или выдаче решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также технических условий предоставления в пользование части государственной мелиоративной системы, в связи с чем при распределении водных ресурсов из мелиоративных систем (преимущественно государственных в силу их большего количества в общем объеме эксплуатируемых систем (более 30 тыс. гидротехнических сооружений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями и эксплуатируемых ими) потребности отрасли и сельскохозяйственных товаропроизводителей учитываются не в полной мере, что влечет за собой дефицит водных ресурсов, а также нарушение технических условий эксплуатации государственных мелиоративных систем, снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
В отсутствие законодательно установленной обязанности по заключению договоров на оказание услуг по подаче и (или) отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений в ряде регионов пользователи услуг в судебном порядке оспаривают необходимость заключения договоров, ссылаясь на то, что у учреждений отсутствуют полномочия по установлению договорами условий предоставления водного ресурса (например, решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 3 октября 2016 г. по делу N А22-839/2016, от 10 августа 2020 г. по делу N А22-523/20, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 октября 2016 г. по делу N А22-3437/2015, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N АПЛ17-547 и другие).
В целях создания прозрачной и эффективной правовой основы для подачи и (или) отвода воды с использованием государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений законопроект определяет, что такие подача и (или) отвод воды осуществляются на договорной основе, а также на основе принципов равного доступа к мелиоративным системам и гидротехническим сооружениям, платности услуг по подаче и (или) отводу воды, экономической обоснованности стоимости таких услуг.
Законопроект определяет порядок формирования стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Стоимость услуг определяется в соответствии с правилами расчета стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Законопроект прошел оценку регулирующего воздействия в установленном порядке.
В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект с 22 октября 2019 г. по 12 ноября 2019 г. был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Экспертные заключения от независимых экспертов в Минсельхоз России не поступили.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не устанавливает соответствующие виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемую ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Вместе с тем законопроект вводит требования, оказывающие влияние на экономическую деятельность водопотребителей.
В связи с изложенным законопроектом предусмотрен особый срок его вступления в силу, обусловленный также необходимостью подготовки подзаконных актов, направленных на обеспечение реализации положений законопроекта, и предусмотренным пунктом 39 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, сроком внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров.
Законопроект принимается вне рамок государственной программы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного государственного финансирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" (далее - законопроект) соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Федерального закона будет осуществляться Минсельхозом России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сведения о вероятных поступлениях и уменьшении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации законопроектом не предусмотрены. Вместе с тем, принятие законопроекта окажет положительное влияние на урожайность сельскохозяйственной продукции при использовании полива, а также своевременном отведении избыточного увлажнения с земель сельхозназначения. При получении урожая сельскохозяйственных культур с применением полива орошаемых земель возможно увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы.
Общий объем финансового обеспечения "из иных источников" на реализацию решения, предусмотренного законопроектом, составляет:
в 2020 году - 3003771,8 рублей;
в 2021 году - 3262096,2 рублей;
в 2022 году - 3425201,2 рублей.
Законопроектом расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предполагаются в размере, указанном в общем объеме финансового обеспечения настоящего финансово-экономического обоснования.
Проектом федерального закона сведения о вероятных доходах и расходах физических лиц не предусмотрены.
В части сведений о социально-экономических последствий принятия законопроекта гарантируется прозрачность и эффективность правовой основы для подачи и отвода воды с использованием мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
Принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу федеральных законов в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" не требуются.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
(далее - проект закона)
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки |
Краткое описание проекта нормативного правового акта |
Исполнители |
1. |
Проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений в целях подачи воды или отвода воды" |
Статья 37.1 проекта закона |
3 месяца с момента принятия проекта закона |
Проектом будут утверждены правила недискриминационного доступа к инфраструктуре мелиоративных объектов государственной собственности |
Минсельхоз России |
2. |
Проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении типовых форм договоров оказания услуг по подаче и отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений" |
Статья 37.3 проекта закона |
3 месяца с момента принятия проекта закона |
Проектом будут утверждены формы договоров оказания услуг по подаче и отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений |
Минсельхоз России |
3. |
Проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении правил расчета стоимости услуг по подаче и отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений" |
Статья 37.3 проекта закона |
3 месяца с момента принятия проекта закона |
Проектом будут утверждены правила расчета стоимости услуг по подаче и отводу воды с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений |
Минсельхоз России |
4. |
Проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении порядка учета воды, подача и (или) отвод которой были осуществлены с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений" |
Статья 37.3 проекта закона |
3 месяца с момента принятия проекта закона |
Проектом будет утвержден порядок учета воды, подача и (или) отвод которой были осуществлены с использованием государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений |
Минсельхоз России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.