Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 95622-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(в части уточнения понятий объектов спорта и спортивных сооружений)"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с принятыми изменениями в апреле 2021 г. в статье 2 Федерального закона N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в действующей редакции закона закреплялись положения, в соответствии с которыми к объектам спорта относились объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс. Таким образом, сооружения некапительного характера, ранее относящиеся к объектам спорта, исключались из указанной трактовки закона.
Вместе с тем, стоит отметить, что в Российской Федерации насчитывается несколько тысяч объектов спорта, включенных в Реестр объектов спорта, в составе которых находятся, в том числе, плоскостные сооружения, такие как: беговые дорожки, поля с естественным покрытием без обустройства дренажных систем и систем подогрева, лыже-роллерные трассы, беговые и так далее.
Указанная новелла поставила под угрозу запрета содержание плоскостных и иных сооружений некапитального характера, относящихся к объектам спорта, за счет бюджетных средств.
Вместе с тем, стоит отметить, что по итогам ряда заседаний Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта неоднократно давались различные поручения в части обеспечения населения доступными спортивными объектами.
В частности, в ноябре 2019 года Президентом поручалось принять меры, направленные на осуществление строительства быстровозводимых и малобюджетных модульных объектов спорта, в том числе бассейнов, с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также на приоритетное использование малобюджетных проектов многофункциональных спортивных сооружений и плоскостных площадок с учетом природно-климатических условий при благоустройстве территорий населенных пунктов.
В октябре 2020 года Президентом была поставлена задача по созданию объектов спортивной инфраструктуры (преимущественно малобюджетных и плоскостных спортивных сооружений) по месту учеты, месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан в соответствии с нормативами и нормами обеспеченности населения такими объектами и достижение достаточного уровня развития спортивной инфраструктуры.
Кроме этого, необходимо отметить, что Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года установлен ряд целевых показателей, достижение которых является важной государственной задачей. Например: уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, должен составить 74%. Именно обеспеченность граждан спортивными сооружениями позволит достичь основополагающий целевой показатель Стратегии в 70% граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. При этом важно отметить, что на повестке также стоят вопросы повышения эффективности расходования бюджетных средств и разработки инструментов повышения уровня коммерциализации сферы физической культуры и спорта, благодаря которым к 2030 году планируется с базового значения в 10% достичь 20% доли средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта.
Все это свидетельствует о необходимости пересмотра существующего положения дел, в части касающейся строительства объектов спорта и спортивной инфраструктуры в пользу малобюджетных, некапитальных спортивных сооружений. Важно отметить, что несмотря на существующее санкционное давление на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств, резкое подорожание строительных материалов, волатильности валют, в нашей стране уже существует положительная практика применения сборно-разборных, каркасо-тентовых и иных решений в целях обеспечения занятий физической культурой и спортом. В итоге в различных субъектах Российской Федерации положительным образом решаются вопросы шаговой доступности спортивных площадок, вовлеченности граждан в занятия спортом, повышения уровня предоставляемых спортивных услуг, а также привлечение внебюджетных источников финансирования такого рода проектов.
В первую очередь на себя обращает внимание успешный опыт применения решений с использованием некапитальных объектов, предназначенных для занятия физической культурой и спортом, в том числе массового спорта, а равно и этапов спортивной подготовки, который разработан Правительством Москвы в рамках постановления N 636-ПП от 13.11.2012 г. "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов".
За период с 2019 года, когда в указанное постановление были внесены изменения, предусматривающие возможность размещения на территории города Москвы некапитальных спортивных объектов, по настоящее время, по итогам конкурентных процедур определены частные инвесторы по 78 площадкам, предназначенным под размещение указанных объектов. Всего же в Москве Отраслевой схемой размещения некапитальных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, предназначенных для обеспечения занятий физической культурой и спортом, предусмотрена 101 площадка в различных административных округах города.
При этом стоит отметить, что срок возведения такого рода строения колеблется от 4 до 8 месяцев, в зависимости от планируемого использования по видам спорта, пропускная способность варьируется от 40 000 до 80 000 человек в год. С точки зрения экономической целесообразности проект имеет положительные характеристики не только по объемам капитальных вложений, но и операционных расходов по его содержанию.
Важно отметить, что реализованные проекты в Москве, Туле, Самаре, Омске и Владивостоке уже сейчас позволяют использовать технологии и материалы, существующих производств на территории Российской Федерации и полностью отвечают принципу импортозамещения.
Наконец, самое важное, благодаря принятию закона, позволяющего отнести к объектам спорта расширить географию доступных спортивных сооружений, на которых можно проводить не только тренировочные, но и соревновательные мероприятия в удаленных регионах страны, что будет полностью соответствовать не только целевым показателям Стратегии 2030, но и программе развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается уточнить формулировку понятия "спортивные сооружения" исключив из него обязательный признак объекта недвижимого имущества и наделив его статусом объекта некапитального строительства с возможностью подключения к сетям инженерного обеспечения, предусмотрев при этом возможность заглубления основания строения глубиной до 0,5 м, что не создает прочной связи с землей и, как следствие, позволяет исключить основополагающий признак недвижимых вещей.
Одновременно с этим, в целях обеспечения сохранности требований градостроительного законодательства, в части касающейся строительства объектов спорта, относящихся к объектам недвижимого имущества или единого недвижимого комплекса, в статье 37 Федерального закона N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предлагается уточнить сферу применения положений указанной статьи, исключив правила проектирования, строительства, территориального зонирования, правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов из применения к спортивным сооружениям.
Кроме этого, принятие Законопроекта потребует дополнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" понятием "спортивное сооружение", что позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, определять правила размещения подобного рода объектов, исходя из природно-климатических условий региона.
Принятие Законопроекта не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части уточнения понятий объектов спорта и спортивных сооружений)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части уточнения понятий объектов спорта и спортивных сооружений)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части уточнения понятий объектов спорта и спортивных сооружений)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части уточнения понятий объектов спорта и спортивных сооружений)" потребует внесение дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" понятием "спортивное сооружение".
Срок подготовки: 120 дней с даты принятия закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.