Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23 марта 2022 г. N 3.5-04/446
по проекту федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 марта 2022 года, комитет по вопросам своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в рамках первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Во втором чтении в проект федерального закона были внесены изменения, содержащие меры, направленные на смягчение последствий от увеличения ключевой ставки Банка России при обслуживании банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам в рублях по плавающей процентной ставке.
Федеральным законом устанавливается, что реструктуризация кредитов юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также не относящимся к кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке (далее - заемщик, заемщики), проведенная в соответствии с Федеральным законом, не ухудшает качество обслуживания кредита и, соответственно, не влияет на кредитную историю.
Для получения возможности реструктуризации по кредитным договорам с плавающей ставкой заемщикам необходимо в срок до 1 июня 2022 года обратиться к кредиторам с требованием об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (далее - переходный период). Датой начала переходного периода кредитования считается дата направления требования заемщика об изменении условий договора кредитору, но не позднее 1 июля 2022 года.
Кредитор вправе отказать заемщику в удовлетворении требования в случае, если заемщик в период с 1 марта 2022 года уже воспользовался правом на получение льготного периода кредитования в соответствии с Федеральным законом N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Для заемщиков Федеральным законом устанавливается 3-х месячный переходный период кредитования, в течение которого процентная ставка увеличивается постепенно. В течение переходного периода ежемесячно начисляются и уплачиваются проценты, размер которых рассчитывается по формуле:
,
где - размер процентов за пользование кредитом, подлежащий начислению и уплате в течение переходного периода, в процентах годовых;
- размер процентов за пользование кредитом, определенный в соответствии с условиями кредитного договора, действовавшими по состоянию на 27 февраля 2022 года, в процентах годовых;
Y - порядковый номер месяца в переходном периоде, в отношении которого рассчитывается размер процентов за пользование кредитом (показатель Y принимается равным 1 для первого месяца переходного периода;
- размер процентов за пользование кредитом, определенный в соответствии с условиями кредитного договора на дату, предшествующую дате начала переходного периода, в процентах годовых.
При этом устанавливается, что размер начисляемых и уплачиваемых процентов за пользование кредитом не может превышать следующие предельные значения:
- в 1-м месяце переходного периода - 12,5% годовых;
- во 2-м месяце переходного периода - 13,5% годовых;
- в 3-м месяце переходного периода - 16,5% годовых.
По окончании переходного периода проценты за пользование кредитом определяются в соответствии с условиями кредитного договора на дату, следующую за датой окончания переходного периода кредитования.
В течение переходного периода кредитования дополнительно начисляются проценты, размер которых равен значению разницы между значением процентов за пользование кредитом без учета изменений кредитного договора и значением процентов, начисляемых в период действия 3-х месячного переходного периода. Уплата начисленных процентов осуществляется равными платежами в сроки и с периодичностью, согласованные заемщиком и кредитором, но не ранее 1 января 2023 года.
При этом Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и критерии, при соответствии заемщика которым в период с 1 октября по 31 декабря 2022 года кредитор получает компенсацию в размере 70% недополученных доходов, связанных с предоставлением заемщику переходного периода кредитования. В случае возмещения кредитору недополученного дохода, обязательства заемщика по уплате процентов в переходный период считаются исполненными.
Комитет отмечает, что возмещение недополученных доходов кредиторам потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Кроме того, Федеральным законом для кредитных договоров, заключенных с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, фиксируется размер переменной ставки по состоянию на 27 февраля 2022 года.
В связи с введением мер ограничительного характера в отношении компаний, входящих в группу государственной корпорации ВЭБ.РФ, включая группу Российского экспортного центра (в том числе акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (АО "ЭКСАР") и АО РОСЭКСИМБАНК), устанавливается, что в 2022 году по решению Правительства Российской Федерации функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта могут быть возложены также на отдельную организацию (российское юридическое лицо, 100% акций (долей) в уставном капитале которого принадлежит Российской Федерации или российским лицам). Объем соответствующих функций и порядок их реализации, а также контроль за их осуществлением определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом установлено, что особенности осуществления функций указанной отдельной организации и их объем определяются Правительством Российской Федерации. По аналогии с действующими для АО "ЭКСАР" положениями о неприменении к нему положений законодательства Российской Федерации об организации страхового дела, соответствующие изъятия устанавливаются и для отдельной организации.
В случае, если 100% акций (долей) отдельной организации находится в государственной собственности, Минфином России может быть предоставлена государственная гарантия по ее обязательствам. Если отдельная организация не выполняет свои обязательства по заключенным договорам страхования (выданным гарантиям), соответствующий контрагент данной организации сможет обратиться в Минфин России с требованием по гарантии.
В отношении нормативного регулирования деятельности по страхованию импортных кредитов Федеральный закон устанавливает механизм, аналогичный действующему регулированию деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Кроме того, предусматривается неприменение к АО "ЭКСАР" и АО РОСЭКСИМБАНК положений о раскрытии информации акционерам и иным третьим лицам в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон также содержит нормы о переносе сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих наиболее обременительные обязательные требования к хозяйствующим субъектам, которые не могут быть соблюдены в текущих условиях, в том числе ввиду технологических ограничений.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.