Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 23 марта 2022 г. N 3.6-03/1080
по проекту федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня видов деятельности, разрешенных на территории особой экономической зоны, и изменения сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены ввиду технологических ограничений) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 марта 2022 года (проект N 84931-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон расширяет перечень исключений из запрещенных видов деятельности на территории особых экономических зон, дополнив его производством и переработкой этана, сжиженного углеводородного газа (СУГ) и жидкой стали.
С 1 января 2022 года данные товары включены в перечень подакцизных, что исключило возможность их производства и переработки на территории ОЭЗ.
Вводимое Федеральным законом положение направлено на повышение доступности использования механизма ОЭЗ для потенциальных инвесторов, заинтересованных в производстве и переработке этана, СУГ и стали жидкой.
Федеральный закон вносит изменение в Федеральный закон от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающее правомочие Правительства Российской Федерации в 2022 году принимать решение о вступлении в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях снижения негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера и повышения устойчивости развития экономики, в сроки, иные чем 1 марта и 1 сентября (как предусмотрено Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ), направленные на поддержку экспорта и импорта в текущей экономической ситуации.
В частности, Федеральным законом предусматривается возможность осуществления Российским экспортным центром, акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (АО "ЭКСАР") и Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) (АО РОСЭКСИМБАНК) не только функций по поддержке экспорта, но и импорта.
Федеральным законом устанавливается возможность по решению Правительства Российской Федерации, принятому в 2022 году, возлагать функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта на иную организацию (далее - отдельная организация). Такой организацией может являться только российское юридическое лицо, 100 процентов акций (долей) в уставном капитале которого принадлежит Российской Федерации и (или) российским лицам.
Исполнение обязательств отдельной организации, на которую Правительством Российской Федерации возложены функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта (принципал), по соответствующим договорам (сделкам) может быть обеспечено государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу либо уступку гаранту прав требования бенефициара по государственной гарантии Российской Федерации к принципалу.
Федеральным законом предусматривается, что к деятельности отдельной организации будут применяться положения Федерального закона N 164-ФЗ, устанавливающие особенности осуществления соответствующих функций в объеме, определяемом Правительством Российской Федерации. По аналогии с действующими для АО "ЭКСАР" нормами о неприменении к нему положений законодательства Российской Федерации об организации страхового дела, соответствующие изъятия устанавливаются и для отдельной организации.
Федеральным законом закрепляется механизм регулирования деятельности по страхованию импортных кредитов. В частности, предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации утверждения порядка осуществления такой деятельности. При этом устанавливается, что указанным порядком должны быть определены требования к правилам страхования, включая требования к сторонам договора страхования и выгодоприобретателям, объектам страхования, страховым суммам, страховым премиям, страховым тарифам, страховым рискам, страховым случаям, обеспечению обязательств сторон, порядку заключения, исполнения, прекращения и расторжения договора страхования и ответственности сторон.
Федеральным законом предусмотрено неприменение к АО "ЭКСАР" и АО РОСЭКСИМБАНК положений о раскрытии указанными организациями информации акционерам и иным третьим лицам в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом корректируется порядок изменения условий кредитного договора (договора займа), в котором предусмотрена переменная величина процентов за пользование кредитом (переменная процентная ставка). Данный порядок позволит учесть возможности заемщика и складывающуюся на рынке конъюнктуру базовой ставки.
Положения Федерального закона распространяются на заемщиков - юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также к кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, которые до 27 февраля 2022 года заключили кредитный договор (договор займа) с переменной процентной ставкой, а сумма кредита (займа) предоставлена в рублях.
Согласно Федеральному закону, такой заемщик вправе в любой момент в течение времени действия договора, но не позднее 1 июня 2022 года обратиться к кредитору с требованием об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом) (далее - переходный период).
Длительность переходного периода составляет три месяца. При этом заемщик вправе определить дату начала переходного периода. Указанная дата не может быть установлена ранее дня направления заемщиком соответствующего требования и позднее 1 июля 2022 года. Заемщик также вправе в любой момент в течение переходного периода прекратить его действие.
Федеральный закон определяет порядок рассмотрения кредитором требования заемщика, а также случаи, в которых кредитор вправе отказать заемщику в удовлетворении требования.
В течение переходного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика по кредитному договору (договору займа), ежемесячно начисляются и уплачиваются проценты, размер которых рассчитывается по закрепленной Федеральным законом формуле.
В случае если в течение переходного периода размер указанных процентов превысит размер процентов за пользование кредитом (займом), определенный в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа), переходный период считается прекращенным.
В течение переходного периода дополнительно к процентам, которые начисляются и уплачиваются по расчетной формуле, на размер основного долга начисляются проценты, размер которых определяется в процентах годовых как разница между размером процентов за пользование кредитом (займом), определяемым в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и размером процентов, начисляемых за пользование кредитом (займом) в переходный период.
Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием устанавливать порядок и критерии, при соответствии заемщика которым с 1 октября по 31 декабря 2022 года осуществляется возмещение кредитору 70 процентов недополученного дохода, связанного с предоставлением заемщику переходного периода.
В случае возмещения кредитору недополученного дохода обязательства заемщика по уплате дополнительных процентов, будут считаться исполненными. В отношении заемщиков, не соответствующих устанавливаемым критериям, дополнительные проценты по окончании переходного периода, а также в случае его прекращения увеличивают сумму основного долга и погашаются равными платежами в сроки и с периодичностью, которые согласованы заемщиком и кредитором, но не ранее 1 января 2023 года.
Для кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с физическим лицом до 27 февраля 2022 года в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, с 28 февраля 2022 года до окончания срока действия таких договоров значение переменной процентной ставки не может превышать значение, рассчитанное на 27 февраля 2022 года. Федеральным законом переносятся сроки вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые в текущей социально-экономической ситуации и в силу технологических ограничений не могут быть соблюдены.
В частности, переносится:
срок направления заявок на получение комплексных экологических разрешений предприятиями, включенными в специальный перечень (с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года);
срок создания систем автоматического контроля для объектов I категории предприятиями, получившими комплексные экологические разрешения до 1 сентября 2022 года (на 2 года);
срок расширения перечня территорий-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с 1 сентября 2022 года на 1 сентября 2023 года);
срок завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (с 31 декабря 2024 года на 31 декабря 2026 года);
срок введения в эксплуатацию государственной информационной системы лесного комплекса (с 1 января 2023 года на 1 января 2025 года).
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.