Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 марта 2022 г. N 3.5-03/435
по проекту федерального закона N 84923-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 22 марта 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен во исполнение пункта 18 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года N 1723-р.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях создания условий и механизмов, способствующих возвращению российского и привлечению зарубежного капитала из иностранных юрисдикций в специальные административные районы (далее - САР), которые действуют на территории Российской Федерации с 2018 года на о. Октябрьском Калининградской области и о. Русском Приморского края.
Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые позволят создать экономические стимулы для перевода иностранных компаний в результате процедуры редомициляции с изменением юридического адреса при сохранении корпоративной структуры.
Право стать участником САР иностранные юридические лица получают при соблюдении ими определенных условий и присвоении особого статуса международной холдинговой компании (далее - МХК) или международного фонда, что позволит им применять налоговые льготы, предусмотренные Законом. Иностранная организация может получить статус МХК при соблюдении следующих условий:
- должна быть зарегистрирована в порядке редомициляции и создана в соответствии со своим личным законом до 1 января 2022 года и с момента ее создания до даты регистрации прошло не менее трех лет;
- совокупная доля прямого и косвенного участия контролирующих лиц составляет не менее 75% по состоянию на 1 марта 2022 года и ставших таковыми в период с 1 марта 2022 года до даты регистрации этой международной компании.
Законом уточняются условия утраты иностранной компанией статуса МХК.
Установлено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций исключаются доходы (расходы) МХК от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных работ, предусмотренных указанными проектами, при одновременном соблюдении ряда установленных Законом условий.
МХК предоставлено право применять пониженную ставку налога на прибыль организаций в размере 10% по доходам в виде дивидендов по акциям (долям), а также по доходам, полученным в виде дивидендов по акциям международных холдинговых компаний, права на которые удостоверены депозитарными расписками и по доходам в виде процентов по долговым обязательствам, являющимися обязательствами МХК. Ставка в размере 5% по налогу на прибыль организаций применяется по доходам, которые получены МХК в виде дивидендов от российских и иностранных организаций. Указанные налоговые ставки применяются по доходам, полученным до 1 января 2036 года с соблюдением рада условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации в части налогового резидентства, доли доходов от пассивной деятельности, доли расходов, понесенных МХК на приобретение товаров на территории Российской Федерации, управления компанией, которое осуществляется на территории Российской Федерации, отсутствия обособленных подразделений за пределами территории САР, ограничения штатной численности сотрудников и площади офисного помещения.
Законом устанавливаются особенности исполнения обязанностей налогоплательщика МХК и лицами, получающими или выплачивающими доход, источником которого является МХК (лицами, выплачивающими доход международной холдинговой компании).
Законом вводятся новые нормы Налогового кодекса Российской Федерации по сохранению стабильности действия правил налогообложения в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и транспортного налога, которые действовали на момент приобретения международной компанией статуса МХК.
Определено, что за государственную регистрацию МХК в порядке редомициляции, а также за ежегодное подтверждение ее статуса устанавливается государственная пошлина в размере 150 тыс. рублей. Установление ежегодной уплаты государственной пошлины необходимо для компенсации расходов управляющей компании на оказание участникам САР услуг, необходимых для осуществления их деятельности.
В соответствии с Законом имущество МХК, расположенное за пределами территории Российской Федерации и используемое в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и выполнением иных работ, предусмотренных указанными проектами, при условии, что такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска, не признается объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены другие сроки вступления их в силу.
По мнению авторов, реализация положений Закона позволит повысить востребованность САР и обеспечить баланс интересов государства и бизнеса с учетом проводимой политики по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.