Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 97680-8 "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подготовлен с целью:
1. Продления до 1 января 2025 года предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) полномочий по установлению особенностей регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2. Установления до 1 января 2025 года особенностей регулирования отношений по выявлению и сносу объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и г. Севастополя, в том числе если разрешенное использование земельных участков, на которых возведены или созданы объекты капитального строительства, не допускает строительства на этих участках объектов капитального строительства.
По пункту 1 предлагаемых изменений.
На основании части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона была осуществлена подготовка значительного числа нормативных правовых актов Республики Крым, устанавливающих особенности по сравнению с федеральным законодательством в части регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Проекты нормативных правовых актов Республики Крым согласуются с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, чем обеспечивается задача постепенного включения субъектов в правовое поле Российской Федерации.
Издание нормативных правовых актов на региональном уровне позволило в сжатые сроки в целом создать необходимые условия для возобновления оборота недвижимости в Республике Крым с учетом ранее действовавшего правопорядка и имевшихся экономических условий. Так, например, в области земельных и имущественных отношений было подготовлено и принято более 80 законодательных актов и порядка 300 подзаконных нормативных правовых актов.
В настоящее время рассмотрен и проанализирован результат применения нормативных правовых актов Республики Крым. По итогам рассмотрения представляется целесообразным продление срока переходного периода, закрепленного в вышеуказанном Федеральном конституционном законе, до 1 января 2025 года.
В частности, к дальнейшему правоприменению на территории Республики Крым подлежат следующие нормативные правовые акты в сфере имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусматривающие:
1) Оформление прав на бесхозяйное имущество (абзац четвертый части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK), пункт 36 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" (далее - Закон N 46-ЗРК).
Указанные нормы позволяют в сжатые сроки и упрощенном порядке, в сравнении с порядком, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, оформлять право собственности Республики Крым на бесхозяйное имущество - инженерные сети (объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения в границах населенных пунктов и за их пределами, предназначенные для обеспечения функционирования объектов социальной, производственной и общественной инфраструктуры), автомобильные дороги общего и необщего пользования регионального или межмуниципального значения, гидротехнические сооружения.
В соответствии с Порядком включения бесхозяйного имущества, находящегося на территории Республики Крым, в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 марта 2018 года N 119(далее - Порядок N 119) процесс оформления права собственности Республики Крым на бесхозяйное имущество занимает в среднем порядка 3 месяцев.
В то время как оформление прав на бесхозяйное имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) занимает более года.
Кроме того, в соответствии с Порядком N 119 отсутствует необходимость признания права собственности Республики Крым на бесхозяйное имущество в судебном порядке.
Работа по выявлению и оформлению прав на указанное бесхозяйное имущество начата в республике с 2014 года.
Закрепление бесхозяйного имущества осуществляется за сетевыми организациями, которые преимущественно являются государственными унитарными предприятиями.
Так, например, благодаря указанным нормам в упрощенном порядке оформлено право собственности Республики Крым на:
- порядка 4 тысяч объектов электроэнергетики, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Крымэнерго";
- более 600 объектов водоснабжения, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП РК "Вода Крыма".
В настоящее время работа по оформлению права собственности республики на бесхозяйное имущество продолжается, в частности, в связи с отсутствием технической документация на большую часть имущества Республики Крым, содержащей точный адрес и технические характеристики объекта, проводятся кадастровые работы.
Кроме того, согласно положениям Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федерального закона"0 защите конкуренции" государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации либо реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.
Учитывая проводимую политику по реорганизации государственных унитарных предприятий путем их преобразования в акционерные общества, существует необходимость в завершении оформления прав на имущество, эксплуатируемое указанными предприятиями.
Таким образом, применение указанной нормы и положений подзаконного нормативного правового акта необходимо до полного завершения процессов оформления прав Республики Крым на бесхозяйное имущество.
2) Оформление права собственности Республики Крым на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона (части 2, 3 статьи 2-1 Закона N 38-3PK):
Указанные нормы позволяют оформить право собственности Республики Крым на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона.
На основании указанных правовых норм из примерно 240 тысяч объектов недвижимого имущества, основную часть которых составляют инженерные коммуникации и линейные объекты (примерно 180 тысяч объектов), в отношении порядка 47 тысяч объектов недвижимого имущества завершены работы по включению указанных объектов в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, государственная регистрация соответствующих прав осуществлена в отношении порядка 24,5 тысяч объектов недвижимости.
3) Переоформление прав на имущество (земельные участки), возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона (части 2-5, 12-14, 16-19 статьи 3 Закона N 38-3PK).
Указанные нормы создают правовую основу для оформления гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, возникших до принятия Федерального конституционного закона, на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и признанных действующими в соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона.
В настоящее время данная работа продолжается. Так, из порядка 1800 ранее заключенных договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, в настоящее время остаются не переоформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации - порядка 250 договоров аренды земельных участков.
В отношении земельных участков муниципальной собственности подлежат переоформлению более 2000 договоров.
Длительность процедуры переоформления договоров аренды земельных участков обусловлена необходимостью корректировки границ земельных участков, в связи с наложением их границ на земельные участки, принадлежащие третьим лицам, на границы земель лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, водных объектов и прочее, сложностями при проведении кадастровых работ.
Отмена указанных норм может привести к невозможности переоформления прав пользования земельными участками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, что может повлечь ряд негативных последствий для развития муниципальных образований и республики в целом, основным из которых является непоступление в бюджет республики и местные бюджеты денежных средств за счет платежей, полученных от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
4) Оформление земельных участков юридическим лицами, созданными на той же имущественной базе (статья 3-1 Закона N 38-3PK).
До вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым выдано порядка 3500 государственных актов на постоянного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности, из них порядка 1300 - потенциально подлежат переоформлению в аренду, в том числе ориентировочно 550 государственных актов были выданы ресурсоснабжающим организациям (в настоящее время ГУП РК "Черноморнефтегаз", ГУП РК "Вода Крыма", ГУП РК "Крымгазсети", ГУП РК "Крымэнерго" и т.д.)., у которых отсутствует правопреемство от прежнего землепользователя или арендатора земельного участка.
В настоящее время ГУПами переоформлено право аренды порядка 200 государственных актов.
5) Безвозмездную передачу из муниципальной собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования земельных участков (статья 3-3 Закона N 38-3PK).
Указанная норма позволяет в условиях ограниченности земельных ресурсов в отдельных муниципальных образованиях республики осуществлять безвозмездную передачу из муниципальной собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования земельных участков, необходимых для решения вопросов местного значения согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков.
Норма, в том числе позволяет урегулировать вопросы, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан земельных участков в условиях отсутствия на территории соответствующего муниципального образования земельных участков, возможных для предоставления.
Очередность граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, ведется во всех муниципальных образованиях республики.
При этом, учитывая отсутствие земель на территории отдельных муниципальных образований (например, Ялта, Симферополь, Симферопольский район и иные), процесс предоставления земельных участков льготным категориям граждан, состоящим в очереди, затягивается.
Так, к примеру, в очередь на предоставление земельных участков в Ялте поставлены 2042 граждан, в Симферополе - 2176 граждан, в Симферопольском районе - 2052 граждан.
Правовой механизм безвозмездной передачи из муниципальной собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования земельных участков не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, существует необходимость в применении указанной нормы с целью решения вопросов местного значения муниципальных образований, а также реализации прав граждан на предоставление им земельных участков.
6) Соотнесение категории земель и видов разрешенного использования ранее учтенных земельных участков (часть 2 статьи 5, статья 7 Закона N 38-3PK).
Указанные нормы позволяют соотнести установленные на территории Республики Крым до принятия Федерального конституционного закона категории земель и виды разрешенного использования земельных участков на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, с категориями земель и видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, с целью соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
7) Упрощенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества (часть 7 статьи 8 Закона N 38-3PK).
Указанная норма позволяет в упрощенном порядке обеспечить постановку на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимости, созданные до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Благодаря указанной процедуре администрациями муниципальных образований проведена работа по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
Например, Администрацией Евпатории внесены сведения в ЕГРН о более 3,5 тыс. объектах, запланировано в 2022 к внесению сведений о порядка 700 объектах; Администрацией Ленинского района зарегистрировано право в отношении порядка 200 объектов; Администрацией Алушты - более 1 тыс. объектов, в 2022 запланировано свыше 500 объектов; Администрацией Симферополя - свыше 1 тыс. объектов, запланировано 200 объектов.
8) Подготовка технических планов на основании деклараций (часть 6 статьи 9 закона N 38-3PK).
Указанная норма позволяет в упрощенном порядке оформить права на государственное имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В настоящее время работа по подготовке и согласованию деклараций об объектах недвижимости продолжается.
Так, в 2020 году Минимущество Крыма поступило на согласование свыше 4 000 деклараций, а в 2021 году - порядка 14 000 деклараций.
Заказчиками указанных работ выступают такие государственные учреждения как ГУП РК "Крымэнерго", ГУП РК "Вода Крыма", ГУП РК "Крымгазсети", ГУЛ РК "Крымтеплокоммунэнерго", ГАУ РК "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", ГУП РК "Служба автомобильных дорог РК", ГУП РК "Крымские морские порты".
9) Исправление реестровых ошибок в описании местоположения границ ранее учтенных земельных участков (части 10-16 статьи 9 Закона N 38-3PK).
Необходимость в дальнейшем применении обусловлена невозможностью на территории Республики Крым обеспечения исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков в порядке, установленном федеральным законодательством.
Так, в настоящее время соответствующий порядок регламентирован статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятым в развитие ее положений Порядком изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (приказ Росреестра от 16 июня 2021 года N П/0241).
Порядок детально регламентирует процедуру выявления и исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков и предусматривает участие в данном процессе не только государственных регистраторов прав, но и подведомственного Росреестру федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ "ФКП Росреестра"), филиалы и представительства которого в настоящее время в Республике Крым отсутствуют.
В частности, Порядок предусматривает подготовку соответствующим учреждением в рамках доведенного государственного задания отчета о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков.
Таким образом, признание норм частей 10-16 статьи 9 Закона N 38-3PK утратившими силу возможно только после начала работы на территории Республики Крым подразделений Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра".
10) Требования к гаражам и их параметры (часть 18 статьи 9 Закона N 38-3PK).
Указанная норма необходима для оформления прав граждан на гаражи, возведенные ими до вступления в силу Федерального конституционного закона, и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых указанные гаражи расположены, на территории республики с учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая отсутствие в указанном федеральном законе параметров, которым должен соответствовать гараж, указанная норма необходима с целью недопущения возникновения негативных последствий на территории Республики Крым в виде легализации в качестве гаражей любых объектов капитального строительства, включая объекты, используемые в коммерческих целях (гостиницы, объекты общественного питания и прочее), а также продолжения хаотичной застройки, в первую очередь, прибрежных территорий, без каких-либо единых архитектурных решений и единого архитектурного облика.
Учитывая изложенное, применение указанной нормы необходимо до завершения оформления на территории Республики Крым прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, в соответствии с положениями указанного закона.
11) Процедуру изъятия земельных участков для государственных нужд для целей реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (статьи 9.1, 9.2, 9.4, 9.5 Закона N 38-3PK).
Указанные нормы обеспечивают сокращение сроков осуществления процедуры изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, по сравнению со сроками, установленными ЗК РФ, а именно:
- сокращение срока подачи правообладателями заявлений об учете их прав на изымаемой недвижимое имущество с приложением копий документов, подтверждающих эти права - с 60 дней (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ) до 14 дней;
- сокращение срока, в течение которого правообладатель имеет право представить подписанное соглашение об изъятии недвижимости - с 90 дней (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ) до 20 дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии недвижимости.
В случае, если по истечению данного срока правообладателем не представлено подписанное соглашение об изъятии, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Положения данных статей подлежат применению до окончания срока реализации мероприятий государственной программы, в том числе, учитывая, что в данную программу уже включены линейные объекты значительной протяженностью, размещение которых запланировано, в том числе на земельных участках, находящихся в собственности, пользовании третьих лиц, в связи с чем потребуется осуществление процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Евпатория - Мирный (на участке Скворцово-Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш)";
- "Строительство автомобильной дороги в обход г. Симферополя на участке Донское - Перевальное";
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги 350П МЗ 35Н-116 Белогорск - Приветное км 0-км 35";
- "Строительство однопутного электрифицированного участка от международного аэропорта Симферополь до существующей инфраструктуры ФГУП КЖД с организацией пригородного сообщения".
Применение указанных положений позволяет существенно сократить сроки принятия уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также обеспечить своевременную реализацию мероприятий программы.
12) Упрощенный порядок установления публичных сервитутов, для целей реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 года N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" (далее - Закон N 74-ЗРК).
Применение данной нормы требуется в связи с необходимостью реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой.
Несмотря на принятие Федерального закона от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", которым Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7 "Установление публичного сервитута в отдельных целях", а также внесены изменения в статью 48 ЗК РФ, затруднено оформление землепользования под инженерными сооружениями в условиях реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой.
Процедура установления публичного сервитута, определенная Законом N 74-ЗРК, имеет ряд преимуществ в сравнении с процедурой, предусмотренной ЗК РФ:
- сжатые сроки установления публичного сервитута независимо от целей его установления (20 дней по Закону N 74-ЗРК по сравнению с 45 днями в соответствии со статьей 39.43 ЗК РФ);
- отсутствие необходимости проведения мероприятий по выявлению правообладателей земельных участков, на которые планируется установление публичного сервитута (Законом N 74-ЗРК не требуется проведение органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решения об установлении публичного сервитута, процедуры выявления правообладателей земельных участков, в сравнении со статьей 39.42 ЗК РФ, которой определен порядок выявления правообладателей земельных участков, на которые планируется установление публичного сервитута);
- Законом N 74-ЗРК в сравнении с ЗК РФ предусмотрена возможность обладателя публичного сервитута приступить к использованию земельного участка для целей, в соответствии с которыми он был установлен, если в течение одного месяца со дня принятия решения об установлении публичного сервитута соглашение не подписано правообладателем обслуживающего земельного участка вследствие его отсутствия по адресам его места жительства или нахождения юридического лица либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем публичного сервитута;
- Законом N 74-ЗРК в сравнении со статьёй 39.37 ЗК РФ не определен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута;
- Законом N 74-ЗРК в сравнении со статьей 39.38 ЗК РФ четко не разграничены случаи установления сервитута тем или иным исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.
- положениями Закона Республики Крым N 74-ЗРК в сравнении со статьей 39.40 ЗК РФ предусмотрено, что любое заинтересованное лицо вправе подать заявление об установлении публичного сервитута.
Таким образом, применение Закона N 74-ЗРК позволяет в упрощенном порядке в сжатые сроки устанавливать публичные сервитута для размещения инженерных сооружений государственного и местного значения на территории Республики Крым, в том числе позволяет реализовать мероприятия государственной программы в установленные сроки.
Благодаря процедуре, предусмотренной Законом N 74-ЗРК, на территории Республики Крым установлены публичные сервитута для строительства и реконструкции инженерных сооружений в отношении таких социально значимых для Республики Крым объектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", как электросетевой энергомост Российская Федерации - полуостров Крым, магистральный газопровод Краснодарский край - Крым, высоковольтная линия 330 кВ Западно-Крымская - Севастополь, Международный детский центр "Артек", система водоподачи в восточной части Крымского полуострова (Строительство водовода от Бештерек-Зуйского водозабора до НС Белая г. Симферополь, Строительство Бештерек-Зуйского водозабора, тракт водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал, тракт водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи, Строительство очистных сооружений с системой разводящих коллекторов (в т.ч. канализационных сетей), пгт. Коктебель, Республика Крым, Строительство транзита 110 кВ Севастопольская - Ялта - Лучистое в двухцепном исполнении) и иные объекты.
13) Оформление гражданами прав на земельные участки с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до 18 марта 2014 года (статья 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015):
В настоящее время на территории Республики Крым вопросы оформления самовольных построек и земельных участков под ними не завершены в полном объеме.
С учетом анализа сведений, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований, в уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований поступило порядка 3000 заявления о предоставлении земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, по результатам рассмотрения которых выдано порядка 1400 заключений о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - заключение), принято порядка 500 решений об отказе в выдаче заключения, принято порядка 1000 решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлено порядка 1000 земельных участков, из них: в собственность бесплатно - порядка 200 , в собственность за плату - порядка 60, в аренду - порядка 800.
Таким образом, свыше 1 тысячи заявлений находится на тех или иных стадиях рассмотрения.
Длительность рассмотрения заявлений обусловлена необходимостью внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, проведением кадастровых работ, корректировкой границ земельных участков в связи с наложением земельных участков на границы иных земельных участков.
14) Особенности предоставления имущества и земельных участков для осуществления инвестиционной деятельности (статья 22.1 Закона N 66-ЗРК/2015, статья 12 Закона N 46-ЗРК).
На территории региона реализуется 220 инвестиционных проектов, с общим объемом инвестиций порядка 221,2 млрд. руб., в рамках которых планируется создать около 13,6 тыс. рабочих мест, в то время как в рамках СЭЗ 1379 проектов с объемом инвестиций 130 млрд. руб. из которых только 80 млрд. рублей капитальные инвестиции.
То есть в среднем объем инвестиций на один проект составляет 1 млрд. рублей, в то время как по СЭЗ 0,09 млрд. руб. и это, не считая социальных обязательств инвестора, которые в рамках СЭЗ полностью отсутствуют.
Инвесторами уже фактически вложено (согласно отчетности инвесторов): 90,7 млрд. руб. из 221,2 млрд. рублей, что составляет 41% от общего объёма заявленных инвестиций в рамках Соглашений, создано рабочих мест: 7,1 тыс. человек из 13,6 тыс. человек, что составляет 52,2% от общего объема заявленных рабочих мест в рамках Соглашений.
В рамках заключенных Соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым инвесторами уже выполнено обязательств на сумму порядка 783,59 млн рублей.
В том числе в собственность Республики Крым передано 90 квартир (общей стоимостью 392,73 млн руб.) общей жилой площадью 4 903,41 квадратных метров, а в муниципальные образования - 12 квартир общей (общей стоимостью 41,48 млн руб.) жилой площадью 606,75 квадратных метров.
Кроме того, проведены мероприятия по благоустройству территории муниципальных образований город Ялта, Алушта, Судак, Симферополь, Бахчисарай, Белогорск, Красногвардейский, Бахчисарайский, Ленинский, Белогорский, Симферопольский район Республики Крым на сумму 77,92 млн рублей.
15) Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным организациям в области виноградарства и виноделия для ведения сельскохозяйственного производства (статья 22.1 Закона N 66-ЗРК/2015).
Необходимость в дальнейшем применении обусловлена обеспечением поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Крым путем предоставления указанным организациям в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, повышением эффективности вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот.
16) Оформление прав на земельные участки гражданами Российской Федерации, включенными в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (статья 22.2 Закона N 66-ЗРК).
На территории Республики Крым поставлено в очередь порядка 6500 граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
В настоящее время предоставлено на территории села Мирное Симферопольского района - свыше 3000 земельных участков, на территории с. Камышинка Симферопольского района - порядка 400 земельных участков.
Запланировано предоставление порядка 400 земельных участков гражданам на территории с. Равнополье, а также порядка 400 - гражданам на территории с. Мирное Симферопольского района.
Так, в настоящее время могут быть обеспечены земельными участками всего 67% граждан, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
В связи с отсутствием необходимого количества свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Крым, и осуществлению мероприятий по их образованию, процесс предоставления таких земельных участков указанным гражданам имеет тенденцию быть длительным.
Учитывая изложенное, существует необходимость применения указанной нормы до момента предоставления земельных участков гражданам, состоящим в Реестре, в полном объеме.
17) Оформление прав на земельные участки садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан и их членами (Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 320-3PK/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым", статья 20 Закона N 66-ЗРК/2015):
На территории Республики Крым из 866садоводческих товариществ (далее - СНТ), учтенных на территории Республики Крым, завершает оформление земельных участков порядка 300 СНГ, порядка 70 СНТ находятся в стадии завершения разработки ПМТ, по порядка 250 СНТ процесс оформления земельных участков сдерживается необходимостью внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений/городских округов (в части корректировки границ территориальных зон).
Так, за весь период действия закона Минимуществом Крыма предоставлено в пользование садовым некоммерческим объединениям порядка 7 тыс. земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, общей площадью порядка 754 га.
Гражданам-членам садовых некоммерческих объединений бесплатно предоставлено в собственность более 12,1 тыс. земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым.
Применение данной нормы необходимо в связи с тем, что не все СНТ, действовавшие до вступления в силу Федерального конституционного закона смогут осуществить оформление земельных участков в соответствии с пунктом 2.7 стать 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на землю.
Учитывая вышеизложенное, существует обоснованная необходимость в продлении срока, предусмотренного частью 1.1 стать 12.1 Федерального конституционного закона для обеспечения завершения процессов, начатых в республике в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами республики по оформлению государственного и муниципального имущества, а также завершению оформления прав на имущество гражданами и юридическим лицами, а также для реализации мероприятий государственной программы на территории Республики Крым в сжатые сроки.
По пункту 2 предлагаемых изменений.
Законопроектом предусматривается установление до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенностей регулирования отношений по выявлению и сносу объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и г. Севастополя, в том числе если разрешенное использование земельных участков, на которых возведены или созданы объекты капитального строительства, не допускает строительства на этих участках объектов капитального строительства.
Необходимость в правовом регулировании в данной сфере обусловлена следующим.
Указанные предложения подготовлены во исполнение указания Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10 августа 2019 года N Пр-1615, перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя 10 января 2020 года (от 5 февраля 2020 года N Пр-191), поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 16 августа 2019 года N ДК-П9-7032, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 28 февраля 2020 года N МХ-П16-1357.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 января 2017 года N Пр-93 Республикой Крым обеспечено принятие соответствующих нормативных правовых актов Республики Крым: Закона Республики Крым от 7 июля 2017 года N 409-ЗРК/2017"06 особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", постановления Совета министров Республики Крым от 27 июля 2017 года N 393 "Об утверждении состава и Положения о Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым", постановления Совета министров Республики Крым от 18 июля 2017 года N 370 "Об утверждении Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения", которые направлены на пресечение застройки особо ценных территорий и устанавливающие особенности правового регулирования сноса самовольных построек на территории региона.
В соответствии с указанными нормами, в целях обеспечения выполнения мероприятий по сносу объектов самовольной постройки на территории Республики Крым, по состоянию на IV квартал 2022 года органами местного самоуправления Республики Крым, органами исполнительной власти Республики Крым выявлено более 500 объектов самовольной постройки.
Органами местного самоуправления Республики Крым сформированы исчерпывающие перечни объектов самовольной постройки, расположенных в зонах с особыми условиями использования территории и на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительства на них объектов, общее количество которых составляет более 2000, значительная часть которых является объектами, обладающими признаками многоквартирных жилых домов или объектов гостиничного обслуживания (мини отели, дома отдыха и т.п.).
Согласно новой редакции 222 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в отношении:
- объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- объекта недвижимого имущества, право собственности на который признано судом;
- объекта, в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки;
- многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Таким образом, обеспечение сноса объектов самовольного строительства на территории Республики Крым, обладающих признаками многоквартирного жилого дома, что составляет значительную часть возведенных (созданных) объектов, или объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, возможно только по решению суда.
В процессе рассмотрения судами исков о признании объектов самовольными постройками и, соответственно, вынесению решений о сносе таких объектов, принимается во внимание разрешительная документация, выданная до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее выданная разрешительная документация), что зачастую дает основание судебным органам полагать об отсутствии признаков самовольного строительства.
При этом, процедура установления подлинности ранее выданной разрешительной документации в рамках судебных процессов значительно увеличивает сроки признания объектов самовольными постройками и принятия решения о сносе таких построек.
Процесс возведения (создания) объектов, обладающих признаками самовольной постройки, продолжается недобросовестными застройщиками на основании ранее выданной разрешительной документации, что также не позволяет принять меры административного реагирования в отношении застройщиков. Для обеспечения создания условий, позволяющих принять решения о сносе объектов самовольной постройки, органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления обеспечивается признание утратившей силу ранее выданной разрешительной документации, что также оспаривается в судебных органах.
Вместе с тем, 3 августа 2018 года земельным законодательством установлен исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территории, подлежащих, в том числе отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования, и не позволяющих осуществлять хозяйственную и иную деятельность в их границах.
Принимая во внимание, что работа по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования завершена до вступления в силу указанных изменений, утвержденная градостроительная документация не в полной мере отражает сведения об ограничениях территорий, не допускающих размещение нормируемой застройки в границах зон с особыми условиями использования территории.
Вместе с тем, значительная часть объектов, возводимых на основании ранее выданной разрешительной документации, осуществляется в границах зон с особыми условиями использования территории.
Нормы действующего федерального законодательства, устанавливающие порядок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и отображения их границ в градостроительной документации, не обеспечены бюджетом Республики Крым.
Таким образом, внесение вышеуказанных изменений позволит урегулировать правоотношения, связанные со сносом самовольных построек и обеспечить их снос на основании решений, принятых на территории Республики Крым, до вступления в силу изменений в гражданское и градостроительное законодательство, в том числе в отношении объектов, возведенных или созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона с нарушением норм, действующих на дату начала возведения или создания таких объектов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.