Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 марта 2022 г. N 3.5-03/434
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(проект N 84991-8)
Рассмотрев Федеральный закон "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 22 марта 2022 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации и направлен на упрощение условий редомициляции в целях возврата российского капитала из иностранных юрисдикций. При его рассмотрении во втором чтении в Государственной Думе были приняты три поправки сенаторов Российской Федерации Н.А. Журавлева, С.Н. Рябухина, А.Н. Епишина.
Закон вносит изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края (далее - САР):
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1;
Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";
Федеральный закон от 25 декабря 2018 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно Закону международным компаниям дается право осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом место нахождения обособленных подразделений международной компании на территории Российской Федерации может быть расположено независимо от пределов территории САР. Деятельность международной компании через филиалы или представительства за пределами территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором они находятся (статья 5 Закона).
Статус международной компании и государственная регистрация в едином государственном реестре юридических лиц теперь предоставляются иностранным юридическим лицам, созданным до 1 марта 2022 года (сейчас - до 1 января 2018 года), а также исключается требование к ним о ведении хозяйственной деятельности на территории нескольких государств. Увеличивается с 6 месяцев до 1 года срок, в течение которого должны быть произведены инвестиции, необходимые для получения статуса международной компании.
Уточняются требования к составу документов, представляемых при государственной регистрации международных компаний в порядке редомициляции, и порядок данной регистрации. В частности, определяются условия регистрации международной компании и постановки ее на учет в налоговом органе в случае осуществления иностранным юридическим лицом, принявшим решение об изменении своего личного закона в порядке редомициляции, деятельности через филиал, представительство или обособленное подразделение.
Переносится срок проведения управляющей компанией первой плановой ревизии соответствия международной компании или международного фонда, которые являются участниками САР, требованиям Федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" (статья 5 Закона). Теперь она будет осуществляться по истечении двух лет с даты государственной регистрации (ранее - одного года). Одновременно приостанавливается до 31 декабря 2022 года осуществление всех плановых и внеплановых ревизий (статья 8 Закона).
Законом вносится уточнение, что вместо ежегодного регистрационного сбора международная компания будет уплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию, а также за ежегодное подтверждение своего статуса. При этом несвоевременная уплата или неуплата государственной пошлины будут являться основанием для прекращения статуса международной компании.
Законом вводится новое понятие "международный личный фонд", под которым понимается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, зарегистрированная на территории САР в порядке редомициляции или в порядке инкорпорации, учрежденная гражданином Российской Федерации или иностранным гражданином в целях управления его имуществом. Разрешается регистрация иностранных личных фондов, личных прижизненных и наследственных фондов. При этом стоимость активов иностранного личного фонда или стоимость активов гражданина, которые передаются в международный личный фонд или наследуются им, должна составлять не менее 5 млрд рублей.
Закон определяет все вопросы, связанные с регистрацией и управлением международного личного фонда (статья 5 Закона). При этом перерегистрация ранее созданных международных фондов не требуется.
Продлеваются на 10 лет (до 1 января 2039 года) установленные Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" особенности применения международными компаниями норм российского или иностранного права (статья 6 Закона).
В связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, Правительству Российской Федерации дается право в 2022 году устанавливать особенности выполнения, а также освобождения от выполнения требований, касающихся представления иностранным юридическим лицом документов при государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции, а также подачи заявки на осуществление деятельности в качестве участника САР (статьи 5 и 6 Закона).
В соответствии с Законом на исполнительный орган личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), распространяются предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" требования в отношении идентификации клиента, бенефициарных владельцев, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, уведомления уполномоченного органа о сделках или финансовых операциях, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (статья 3 Закона).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.