Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 марта 2022 г. N 3.8-04/1277
по проекту федерального закона N 84984-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации в части вопросов своего ведения рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных мерах налоговой поддержки) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 марта 2022 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 марта 2022 года с наименованием "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и был принят 11 марта 2022 года в первом чтении, 22 марта 2022 года во втором и в третьем чтениях. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона во втором чтении в Государственной Думе приняты поправки сенаторов Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации с целью реализации первоочередных антикризисных мер поддержки в условиях совершения иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц и ряда отраслей экономики нашей страны.
В части туристской сферы Федеральным законом устанавливается по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) на 5 лет ставка 0 процентов в отношении услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и включенных в реестр объектов туристской индустрии. Порядок ведения реестра объектов туристской индустрии будет утвержден Правительством Российской Федерации. Нулевая ставка НДС будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода в эксплуатацию таких объектов.
Кроме того, нулевой ставкой НДС также смогут воспользоваться уже существующие гостиницы и иные средства размещения. Для них нулевая ставка будет действовать до 30 июня 2027 года.
Комитет последовательно поддерживает введение налоговых льгот для развития туристской инфраструктуры на территории Российской Федерации. В связи со сложившейся ситуацией прогнозируется значительное повышение спроса на отдых в России. Новая мера государственной поддержки позволит поддержать туристскую индустрию, привлечь дополнительные инвестиции и создать условия для ускоренного развития отрасли.
Также Федеральным законом устанавливается полное (без действующих ограничений в сумме помощи, оказанной за счет средств иностранных государств, и в сумме, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период за счет средств иных лиц) освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде помощи в денежной и натуральной формах, а также подарков, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, бывшими военнопленными во время Великой Отечественной войны, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Комитет всецело поддерживает указанное освобождение от уплаты налога и отмечает, что проект федерального закона аналогичного содержания был подготовлен Комитетом в текущем году и направлен на заключение в Правительство Российской Федерации.
Кроме того, в условиях ухода с российского рынка ряда иностранных компаний и изменения условий осуществления банковской деятельности предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц доходов налогоплательщиком в виде полученных в 2022 году в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации, а также в виде материальной выгоды, полученной в 2021 - 2023 годах, и в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для положений Федерального закона в части туризма: по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Действие положений Федерального закона об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.