Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 марта 2022 г. N 3.1-05/825
по проекту федерального закона N 9712-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 9712-8) внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации 28 октября 2021 года и принят в первом чтении 25 января 2022 года, 22 марта 2022 года - во втором и третьем чтениях.
Федеральный закон направлен на повышение ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение ущерба лесным насаждениям в результате пожара, а также усиление уголовно-правовых мер обеспечения безопасности государства.
В этих целях предлагается внести изменения в статью 261 "Уничтожение или повреждение лесных насаждений" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусмотрев в диспозиции части первой, что ответственность за указанные деяния наступает в случае причинения значительного ущерба, а также скорректировав примечание к указанной статье в части определения значительного ущерба. В свою очередь, предлагается признать утратившей силу часть вторую указанной статьи, предусматривающей ответственность за рассматриваемые деяния, если они причинили крупный ущерб.
Одновременно с этим по проектируемой части первой предлагается повысить санкцию, предусмотрев в качестве максимального наказания лишение свободы на срок до четырех лет.
В связи с исключением части второй статьи 261 УК РФ Федеральным законом также предусмотрены корреспондирующие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения Федерального закона во втором чтении сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, И.А. Панькиной, В.И. Пискаревым в него были внесены поправки, направленные на уточнение наименования и диспозиции статьи 207.3 "Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации" УК РФ в части, касающейся установления уголовной ответственности за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Одновременно с этим Федеральный закон предусматривает внесение изменений в статью 280.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности" УК РФ, устанавливающие ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (часть первая).
В соответствии с частью второй статьи 280.3 УК РФ уголовная ответственность также предусматривается за публичные действия, направленные на дискредитацию, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, повлекшие смерть по неосторожности и (или) причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создавшие помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Изменения, предусмотренные Федеральном законом, в статьи 207.3 и 280.3 УК РФ направлены на обеспечение уголовно-правовой охраны государственных органов Российской Федерации, исполняющих свои полномочия за пределами территории Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию предлагают одобрить Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.