Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98432-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1.7 раздела 1 "Первоочередные меры" Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", предусмотрев особенности, направленные на поддержание финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях внешнего санкционного давления.
Так, законопроектом предусмотрено:
1. Право Министерства финансов Российской Федерации предоставить бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году бюджетные кредиты из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, сложившихся на 1 января 2022 г. и подлежащих погашению субъектами Российской Федерации в марте - декабре 2022 г.
2. Законопроектом предлагается установить, что в 2022 году бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета предоставляется субъекту Российской Федерации в размере, не превышающем одной десятой утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации на 2022 год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, на срок, не превышающий 270 дней.
3. Законопроектом предусмотрено освобождение субъектов Российской Федерации от погашения в 2022 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации с учетом продления реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, и реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. Законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации провести в 2022 году реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам может быть списана в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов, определяемых в соответствии с методикой расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.
5. Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" установлены особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в текущем году, предусматривающие в том числе приостановление до 1 января 2023 г. требования к нераспределенному между субъектами Российской Федерации объему субсидий на первый и второй годы планового периода.
Законопроектом предлагается аналогичное приостановление до 1 января 2023 г. действия абзаца десятого пункта 1.1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего требования к размеру нераспределенного между субъектами Российской Федерации объема иных межбюджетных трансфертов, утвержденного на первый и второй годы планового периода.
Статьей 2 законопроекта предлагается установить, что предусмотренные им изменения вступают в силу со дня его официального опубликования, что будет способствовать повышению устойчивости и стабильности региональных бюджетов.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Реализация предлагаемых решений не повлечет возникновения негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект прямого влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации не оказывает.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта в части права Министерства финансов Российской Федерации предоставить бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации будет обеспечена за счет выделения средств федерального бюджета.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта в части права Министерства финансов Российской Федерации предоставить бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации будет обеспечена за счет выделения средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , в 2022 году" (далее - законопроект) не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
2. "О проведении в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
3. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 721 "Об утверждении Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: апрель 2022 г.
4. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июль 2022 г.
5. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июль 2022 г.
6. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июль 2022 г.
7. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705 м.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: июль 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.