Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 марта 2022 г. N 3.1-05/827
по проекту федерального закона 42172-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 23 марта 2022 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "0 внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 42172-8) внесен в Государственную Думу 18 декабря 2021 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 4 марта 2022 года в первом чтении, 22 марта 2022 года - во втором чтении, 23 марта 2022 года - в третьем чтении.
Рассматриваемый Федеральный закон разработан в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 6 февраля 2019 года N Пр-277 при взаимодействии с АО "Корпорация "МСП" в целях совершенствования назначения административного наказания за совершение административного правонарушения юридическим лицам, в том числе в виде административного штрафа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного перечня поручений N Пр-277 следует читать как "23 февраля 2019 года"
Федеральным законом вносится в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ряд изменений, предусматривающих:
- назначение в безусловном порядке для некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое нормами Особенной части КоАП РФ установлена санкция в виде административного штрафа;
- уменьшение размера административного штрафа для юридических лиц - социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, за счет распространения на такие категории организаций правил КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- введение ограничения по одновременному привлечению к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение юридического лица и его должностного лица и (или) иного работника;
- введение запрета на суммирование административных штрафов при назначении административного наказания за несколько объединенных одним составом административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В этих целях Федеральный закон вносит изменения в статьи 2.1 "Административное правонарушение", 3.4 "Предупреждение", 4.4 "Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений" и 23.1 "Судьи" КоАП РФ, а также дополняет КоАП РФ новой статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям".
Внесение предлагаемых изменений позволит усовершенствовать механизм защиты прав юридических лиц, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, а также субъектов малого предпринимательства при привлечении их к административной ответственности в рамках деятельности контрольных (надзорных) органов.
Для реализации Федерального закона не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
A.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.