Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99018-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Закон N 223-ФЗ, Закон N 44-ФЗ) в условиях текущей экономической ситуации с учетом:
абзаца второго пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с представителями российских деловых кругов 24 февраля 2022 г. от 3 марта 2022 г. N Пр-422;
указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10 мая 2020 г. N Пр-799;
пункта 24 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р;
поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июня 2021 г. N ММ-П13-7783р;
пункта 15 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 14 марта 2022 г. N ММ-П13-3826кс по итогам заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 11 марта 2022 г;
пунктов 1.1 и 1.9 раздела 1 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления;
пункта 5.9 дополнительного перечня мер в План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 22 марта 2022 г. от 24 марта 2022 г. N ММ-П13-4666кс;
абзаца третьего пункта 3 раздела XVI протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 16 марта 2022 г. N 10;
поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27 мая 2021 г. N АБ-П50-6700, от 21 июня 2021 г. N АБ-П13-8123;
поручений, содержащихся в пункте 12 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 25 марта 2021 г. N МХ-П49-44пр, пункте 2 раздела I протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 20 апреля 2021 N МХ-П49-57пр, пункте 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 24 мая 2021 г. N МХ-П49-78пр, пункте 1 раздела VII протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 2 марта 2022 г. N МХ-П16-23пркс;
пункта 2.1 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты", утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 28 января 2022 г. N 812п-П49.
Учитывая изложенное, проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Законопроект предусматривает установление в Законе N 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.
Законопроектом также вносятся изменения в Закон N 223-ФЗ, предусматривающие: установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства "под ключ", что позволит заказчикам:
определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых "работ и оснащение объекта капитального строительства.
упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Кроме того, предусматривается совершенствование информационного обеспечения закупок, в том числе по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) и на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" планов закупки товаров, работ, услуг, информации о закупке, предусмотренной частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, уведомлений и заключений, формируемых при проведении оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.
Указанные изменения обусловлены тем, что реализация действующих положений частей 15 и 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ приводит к полному исключению информации о закупках из единой информационной системы, что в свою очередь не позволяет обеспечивать их прослеживаемость и учет.
В этой связи предлагается уточнить соответствующие положения Закона N 223-ФЗ для размещения информации о закупках, предусмотренных частью 16 статьи 4 Закона N 44-ФЗ, в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок, обеспечивающей конфиденциальность информации, то есть без размещения на официальном сайте указанной системы. Аналогичный механизм размещения информации реализован с 1 января 2022 г. при осуществлении закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Законопроектом вносятся изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие:
1) сокращение максимального срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2022 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
2) наделение Правительства Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к участникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) уточнение оснований для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами. В частности, вводится возможность рассмотрения вопроса о включении информации в такой реестр в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии оснований для его принятия;
4) замену ссылки на предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, на перечень, вводимый в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части расширения офшорных зон в рамках положений пункта 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятых в составе Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году";
5) исключение из критериев отнесения заказчика к категории "заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства" факта регистрации заказчика на территории иностранного государства в связи со спецификой осуществления деятельности таких заказчиков на территории иностранных государств;
6) включение в состав категории "контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан" контрактов, предусматривающих поставку медицинских изделий, технических средств реабилитации, а также расширение возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
7) установление запрета на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
8) расширение перечня заказчиков, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по включению в него заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;
9) установление возможности до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;
10) введение предусмотренного пунктом 54 перечня случаев осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося приложением N 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., случая, устанавливающего возможность заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники;
11) продление до 31 декабря 2024 г. ранее установленного до 31 декабря 2022 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений территорий для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Законопроектом предусматривается исключений из предмета правового регулирования Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" отношений, связанных с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также обязательных требований, устанавливаемых при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, поскольку соответствующие требования в сфере закупок не могут по общему правилу устанавливаться в соответствии с указанным Федеральным законом, в том числе по причине невозможности определения их срока действия в соответствии с его статьей 3.
Законопроектом предусмотрен особый срок вступления в силу проектируемых изменений - со дня официального опубликования соответствующего федерального закона, за исключением его отдельным положений. Указанный срок обусловлен необходимостью срочного оказания проектируемых мер поддержки участникам контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в условиях текущей экономической ситуации.
Сроки вступления в силу иных отдельных положений обусловлены вступлением в силу соответствующих положений Федерального закона от 29 ноября 2021 г. N 384-Ф3 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", необходимостью подготовки заказчиков из числа отдельных видов юридических лиц к вносимым изменениям путем внесения изменений в положение о закупке, а также необходимостью осуществления доработок единой информационной системы.
В Законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающих:
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке";
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
установление порядка размещения в единой информационной системе в сфере закупок уведомлений и заключений, предусмотренных частями 10-15 статьи 5.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанных нормативных правовых актов, является Минфин России. Федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями - ФАС России, Казначейство России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.