Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99737-8 "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 43-П по делу о проверке конституционности части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.А. Мининой указанные положения признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой они, не устанавливая минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, порождают возможность произвольного уменьшения размера заработной платы указанных работников, фактически исполняющих (хотя и в меньшем объеме) свои трудовые (должностные) обязанности.
Законопроект направлен на устранение выявленного Конституционным Судом Российской Федерации несоответствия Конституции Российской Федерации действующих положений Трудового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить гарантированный минимум оплаты труда творческих работников, когда они не участвуют в создании произведений и (или) не выступают на уровне не менее тарифной ставки, оклада творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, в том числе доплатами и надбавками стимулирующего характера, которые не связаны с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением.
При этом гарантированный минимум не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Одновременно учитывается, что статья 157 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы оплаты времени простоя, в то время как период незанятости творческих работников, как справедливо отмечено в части пятой указанной статьи, простоем не является. В связи этим указанное положение законопроекта закрепляется статье 351 Трудового кодекса Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 157 и 351 Трудового кодекса Российской Федерации" потребуется изменение постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации".
Основание - пункт 2 статьи 1 законопроекта.
Цель - приведение акта Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - Минкультуры России, соисполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.