Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99721-8 "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Неблагоприятные демографические тенденции и изменение структурных потребностей в рабочей силе под влиянием новых технологий и современных стандартов организации производства в перспективе будут обуславливать усиление качественного и количественного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и стимулировать развитие и внедрение новых механизмов для восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах как за счет собственных ресурсов, так и за счет привлечения отдельных категорий иностранных граждан в Российскую Федерацию, в том числе на постоянной основе.
Кроме того, создание дополнительных благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Российской Федерации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, влечет необходимость совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации в части привлечения в страну иностранных специалистов высокой квалификации и закрепления их на постоянной основе.
В целях привлечения на постоянное место жительство в Российскую Федерацию наиболее востребованных российской экономикой иностранных граждан и создания дополнительных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности законопроектом предлагается предоставить право оформления бессрочного вида на жительство для высококвалифицированного специалиста (далее - ВКС) и членам его семьи в случае осуществления им трудовой деятельности на территории Российской Федерации в качестве ВКС, имеющего вид на жительство, не менее двух лет (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) и осуществления работодателем исчисления, удержания и перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации в отношении ВКС.
С учетом того, что ВКС, получая бессрочный вид на жительство и переходя в категорию постоянно проживающих, будет иметь возможность не оформлять разрешение на работу и тем самым не оформлять статус ВКС, данное положение законопроекта также направлено как на снижение издержек работодателей по привлечению ВКС, так и на увеличение качественного прироста населения Российской Федерации за счет лиц активного трудоспособного возраста, обладающих высокими квалификационными характеристиками, что наиболее важно в условиях нарастания естественной убыли населения и сокращения численности населения Российской Федерации.
Увеличение до 750 тыс. рублей за один квартал уровня заработной платы (вознаграждения) ВКС обусловлено необходимостью его выравнивания с международными обязательствами Российской Федерации. Необходимо отметить, что указанное изменение не повлечет значительной нагрузки для работодателей, поскольку по данным ФНС России размер дохода ВКС в 2018 году не был ниже 600 тыс. рублей.
Кроме того, изменение расчета уровня заработной платы (вознаграждения) ВКС с ежемесячного порядка на ежеквартальный обусловлено приведением к единообразию форм отчетности предоставляемых работодателем ВКС в ежеквартальном режиме в МВД России (уведомление об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) ВКС (пункт 13 статьи 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и ФНС России (направление формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом).
Также данная норма снизит риски случаев необоснованного привлечения работодателей к ответственности из-за имеющихся противоречий между миграционным законодательством и трудовым законодательством (в случае временного отсутствия работника) из-за непропорциональной выплаты заработной платы ВКС отработанному времени.
В целях исключения случаев незаконного нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, оформивших, но не обратившихся за получением разрешения на работу в качестве ВКС, законопроектом предусматривается уничтожение оформленных разрешений на работу ВКС в случае, если иностранный гражданин не обратился за получением разрешения на работу в МВД России или его территориальные органы по истечении установленного срока. При этом предусмотрено, что в случае наличия документально подтвержденных уважительных причин разрешение на работу может быть получено ВКС в более поздний срок.
Также для предупреждения использования недобросовестными работодателями преференциального режима привлечения ВКС законопроектом предлагается установить требование оформления разрешения на работу ВКС для осуществления трудовой деятельности в нескольких субъектах Российской Федерации в случае, если ВКС осуществляет трудовую деятельность в обособленных подразделениях организаций, филиалах или представительствах юридического лица, или у взаимозависимых лиц, за исключением физических лиц, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.
Положения законопроекта по введению дополнительного основания по установлению работодателям запрета на привлечение ВКС в течение двух лет - непредставление либо представление в налоговые органы по истечении шести месяцев, следующих за отчетным периодом, поддельных или подложных сведений об исчисленных и перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении ВКС, позволят повысить ответственность работодателей за соблюдением установленного порядка привлечения ВКС.
Предлагаемое положение законопроекта обусловлено уже существующей обязанностью работодателя ежеквартально представлять в налоговые органы сведения об исчисленных и перечисленных суммах налога на доходы физических лиц в отношении ВКС по форме 6-НДФЛ.
Также законопроектом предусматривается установление обязанности налоговых органов представлять в органы внутренних дел информацию непосредственно о полученных ВКС суммах дохода, что позволит обеспечить контроль за соблюдением работодателями (заказчиками услуг) условий привлечения ВКС.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союз от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) приказ МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта приказа, - МВД России.
Цель - приведение акта МВД России в соответствии с федеральным законом.
Срок подготовки - 2 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - МВД России;
2) приказ МВД России от 1 августа 2020 г. N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Цель - приведение акта МВД России в соответствии с федеральным законом.
Срок подготовки - 2 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.