Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99667-8 "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в г. Москве 13 марта 1992 года (далее - Соглашение), определяет порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан государств - участников указанного Соглашения и членов их семей.
Данное Соглашение обеспечивает сохранение пенсионных прав граждан, приобретенных в советское время, и предусматривает осуществление пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также учет при установлении права на пенсию трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения, и заработка (дохода) за указанные периоды. Участниками Соглашения являются: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с оговоркой), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Соглашение успешно выполняло свою задачу по учету интересов тех поколений граждан, которые имеют стаж работы в СССР. Вместе с тем с даты подписания Соглашения прошло 30 лет и, принимая во внимание произошедший за это время во всех государствах-участниках СНГ переход от государственной системы пенсионного обеспечения к формированию пенсий на основе уплаченных страховых взносов (социальных взносов) на обязательное пенсионное страхование, положения Соглашения уже не соответствуют идеологии и основополагающим принципам пенсионных систем государств - участников СНГ и не позволяют гражданам указанных государств в полном объеме реализовывать свои пенсионные права при выходе на пенсию.
Кроме того, применяемый в данном Соглашении территориальный принцип приводит к возрастанию финансовой ответственности по предоставлению пенсионного обеспечения одного государства (например, в силу развития миграционных процессов, более высокого уровня пенсионного обеспечения, низкого пенсионного возраста выхода на пенсию) при отсутствии участия (ответственности) других государств, на территории которых приобретались пенсионные права граждан. В частности, в связи с ростом миграционных потоков в Российскую Федерацию растут и затраты на реализацию Соглашения, при том что под данное Соглашение уже могут подпадать граждане, не имеющие или имеющие минимальный стаж работы в СССР и не внесшие вклад в развитие экономики страны.
В настоящее время с учетом международной практики в целях обеспечения соблюдения прав граждан, а также соблюдения интересов и экономических возможностей Российской Федерации ведется работа по заключению новых двусторонних договоров (соглашений), основанных на принципе пропорциональности, предусматривающем распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. Этот принцип предусматривает так называемый "экспорт пенсий" государством, в котором заработаны пенсионные права, в государство постоянного проживания гражданина (каждая договаривающаяся сторона в соответствии со своим пенсионным законодательством исчисляет и выплачивает часть пенсии, соответствующую страховому или трудовому стажу, приобретенному на ее территории).
С отдельными государствами - участниками СНГ уже подписаны новые соглашения. Так, с 1 января 2021 г. пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанным в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г., в г. Душанбе 15 сентября 2021 г. подписан соответствующий договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, с Молдавией и Узбекистаном ведется переговорный процесс.
Прогнозная оценка возможной экономии средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся на территорию Российской Федерации, при денонсации Российской Федерацией Соглашения и переходе на двустороннее сотрудничество в области пенсионного обеспечения с государствами - участниками СНГ составит в 2023 году - 649 268,928 тыс. рублей (при текущих расходах в условиях действия Соглашения - 3 408 906,624 тыс. рублей), в 2024 году - 1 196 249,148 тыс. рублей (при текущих расходах в условиях действия Соглашения - 6 815 999,604 тыс. рублей), в 2025 году - 404 894,974 тыс. рублей (при текущих расходах в условиях действия Соглашения - 10 182 555,575 тыс. рублей).
При денонсации Российской Федерацией Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ будет осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством (при отсутствии заключенных соглашений).
Пенсии, назначенные по нормам Соглашения до принятия решения о денонсации Российской Федерацией Соглашения, не будут подлежать пересмотру и их выплата будет продолжена Российской Федерацией.
Принятие решения о денонсации Российской Федерацией Соглашения не повлечет за собой каких-либо изменений в пенсионном обеспечении лиц, чье право на пенсии реализуется в соответствии с соглашениями в области пенсионного обеспечения, которые содержат в преамбуле ссылку на Соглашение и направлены на реализацию пенсионных прав таких категорий, как военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и приравненные к ним лица, и члены семей указанных категорий лиц.
С учетом положений пункта 1 статьи 13 Соглашения Российская Федерация намерена денонсировать Соглашение. В целях обеспечения прекращения действия Соглашения с 1 января 2023 г., предусмотрено вступление в силу федерального закона о денонсации Соглашения 30 июня 2022 г.
Учитывая чувствительный характер пенсионной тематики, решение о выходе Российской Федерации из Соглашения оформлено в виде федерального закона.
Проект федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - проект федерального закона) не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств"
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств" не повлечет за собой изменение финансовых обязательств Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на выплату пенсий.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения"
Принятие Федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.