Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99435-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N Пр-233 и пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 января 2021 г. N Пр-133 в целях совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) в целях совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК), а также установления механизма финансирования деятельности ОНК за счет средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации региональным общественным палатам.
Законопроектом изменяется требование к некоммерческим организациям, имеющим право выдвигать кандидатуры в состав ОНК, путем сокращения с 5 до 3 лет срока осуществления правозащитной деятельности этой некоммерческой организацией.
Вводятся положения о независимости ОНК от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также недопустимости вмешательства политических партий, международных и иностранных организаций в сферу деятельности ОНК.
Наряду с этим предлагается терминологию части 3 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ привести в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исключить упоминание о сотрудниках органов прокуратуры, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники являются федеральными государственными служащими и в связи с этим как лица, замещающие должности федеральной государственной службы, не могут входить в состав ОНК.
В целях оптимизации деятельности Общественной палаты Российской Федерации (далее - ОП РФ) увеличивается на 15 дней срок принятия советом ОП РФ решения о назначении члена ОНК либо об отклонении предложенной кандидатуры и увеличивается на 15 дней срок выдачи мандатов членам ОНК.
Также увеличивается с 90 до 120 дней срок выдвижения кандидатов в состав ОНК для повышения качества рассмотрения представленных материалов.
Законопроект наделяет совет ОП РФ правом на прекращение полномочий членов ОНК по собственной инициативе в случае грубого нарушения Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий либо ненадлежащего исполнения членами ОНК своих обязанностей, в том числе ввиду отсутствия посещений ими мест принудительного содержания.
Предлагается установить сроки направления в ОП РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации отчетных материалов о результатах работы ОНК, которые необходимы для: анализа и оказания информационной, методической и иной поддержки ОНК; установления, исходя из объема нагрузки, отражаемой в отчетных материалах о результатах работы ОНК, оптимального количества членов ОНК.
Законопроектом изменяется перечень некоммерческих организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в соответствии с которым правом на осуществление данного контроля наделяются общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды, автономные некоммерческие организации.
Источником финансового обеспечения деятельности ОНК являются бюджеты субъектов Российской Федерации в части финансирования общественных палат субъектов Российской Федерации, в связи с чем предлагается оптимизировать финансовую деятельность ОНК за счет бюджетов региональных общественных палат.
После принятия законопроекта предполагается внедрение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части уточнения перечня некоммерческих организаций, участвующих в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Кроме того, поскольку законопроектом расширяется перечень мест принудительного содержания учреждениями, исполняющими наказание в виде принудительных работ, предполагается внесение изменений в приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий", в связи с чем законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего Федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий), не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Реализация положений законопроекта будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых региональным общественным палатам в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Общественной палатой Российской Федерации на основании результатов опроса региональных общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК) об их среднегодовых расходах произведены необходимые расчеты в ценах 2021 года, согласно которым для реализации деятельности ОНК потребуется ежегодно 85 700 тыс. рублей.
Объем денежных средств для ОНК каждого субъекта Российской Федерации дифференцируется в зависимости от количества и удаленности мест принудительного содержания в субъекте Российской Федерации, площади территории субъекта Российской Федерации, средневзвешенных годовых расходов на осуществление деятельности ОНК.
Так, потребуется финансирование в размере:
от 300 до 500 тыс. рублей в 18 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ);
от 500 до 1000 тыс. рублей в 50 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Забайкальский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Саратовская область, Смоленская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ярославская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Чукотский автономный округ);
от 1000 до 1500 тыс. рублей в 14 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Краснодарский край, Приморский край, Архангельская область, Волгоградская область, Иркутская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Нижегородская область, Ростовская область, Самарская область, Челябинская область);
1700 тыс. рублей в Пермском крае;
1800 тыс. рублей в Красноярском крае;
2200 тыс. рублей в Свердловской области.
Предлагаемый объем денежных средств необходим для возмещения таких видов расходов, как: расходы на содержание или аренду помещения, транспортные расходы (на проезд к местам принудительного содержания и обратно), расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства при посещении удаленных от административного центра мест принудительного содержания, расходы на проезд для посещения мероприятий, связанных с деятельностью ОНК (форумы, конференции, круглые столы и т.п.), расходы на оплату мобильной связи, расходы на оплату почтовой связи, расходы на приобретение (обслуживание) оргтехники, расходы на приобретение канцтоваров, иные расходы на деятельность ОНК соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" потребует внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Цель - внесение корреспондирующих изменений в указанные законодательные акты.
Содержание правового регулирования - расширение перечня организаций, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и оказывающих содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
Срок подготовки указанного проекта нормативного правового акта - 60 дней после дня официального опубликования данного Федерального закона.
Исполнитель - Минюст России.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий) потребует внесения изменений в приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652 "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий".
Цель - совершенствование порядка посещения членами общественных наблюдательных комиссий учреждений уголовно-исполнительной системы.
Содержание правового регулирования - конкретизация взаимодействия администрации учреждения уголовно-исполнительной системы с членами общественных наблюдательных комиссий при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта и его регистрации в Минюсте России - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнитель - ФСИН России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.