Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (далее - законопроект) направлен на реализацию постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 42-П по делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе", пунктов 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 (далее - Положение N 1425), в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Валмакс" (далее - Постановление).
Принятие законопроекта направлено на внесение в действующее правовое регулирование изменения, вытекающего из Постановления, с тем чтобы оправданные публичные цели, которые преследует государство, не приводили бы к неправомерному ограничению предпринимательской деятельности и не препятствовали ее осуществлению.
Часть 1 и 3 статьи 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-Ф3), пункты 3, 4 и 5 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в силу неоднозначности своего нормативного содержания не позволяют определить критерии, исходя из которых на хозяйствующий субъект может быть возложена обязанность заключить с учреждением в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды возмездный договор на оказание информационных услуг, связанных с получением прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 113-ФЗ информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
При этом согласно Закону N 113-ФЗ информация общего назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно (статья 1), а специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров (пункт 3 статьи 17).
В целях исключения указанной в Постановлении неоднозначности законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 17 Закона N 113-ФЗ положениями, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня информации общего назначения.
Кроме того, законопроектом предлагается определить, что информация о неблагоприятных метеорологических условиях относится к информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), которая в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, относящейся к государственной тайне, и которую федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, обладающие такой информацией, или уполномоченные ими организации размещают в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
Законопроектом также предлагается внести в статью 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", установив, что информация о неблагоприятных метеорологических условиях направляется не только федеральным и региональным органам экологического надзора, обеспечивающим контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов на объектах хозяйственной и иной деятельности, как это предусмотрено действующим законодательством, но и указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Одновременно разрабатываемый учреждениями Росгидромета в рамках основной деятельности прогноз о формировании неблагоприятных метеорологических условий на территории поселений или городских округов, на которых осуществляется выполнение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - прогноз НМУ) планируется включить в Перечень информации общего назначения.
Такой прогноз носит обобщенный характер, усредненный для территории населенного пункта. В связи с этим хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим источники негативного воздействия на атмосферный воздух и обязанным проводить согласованные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следует разрабатывать индивидуальные прогностические схемы по источникам выбросов, необходимые для эффективной реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Соответственно, индивидуальные прогностические схемы по источникам выбросов являются специализированной информацией и их подготовка должны осуществляться на основании договоров.
В законопроекте не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу Федерального закона в связи с учетом времени, необходимого для подготовки и вступления в силу необходимых подзаконных актов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (далее - законопроект) не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация законопроекта будет осуществляться заинтересованными органами государственной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"
1. Принятие Федерального закона " О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха " потребует разработки следующих проектов нормативных правовых актов:
1) проект постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Перечня информации общего назначения".
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, - Минприроды России, Росгидромет.
2) проект приказа Минприроды России о порядке представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядке ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта нормативного правового акта, - Минприроды России, Росгидромет.
2. Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха " потребует признания утратившими силу следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.