Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99609-8 "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 5 раздела 1 протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 29 апреля 2021 г. N 46.
В настоящее время правила хранения вещественных доказательств закреплены непосредственно в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ). При этом порядок хранения предметов, изъятых в ходе проверки сообщений о преступлениях или предварительного расследования, но еще не признанных вещественными доказательствами, УПК РФ не установлен.
Установленный статьей 82 УПК РФ порядок хранения вещественных доказательств не может быть применен при хранении изъятых предметов, поскольку порядок и условия хранения изъятых предметов до признания их вещественными доказательствами должны обеспечивать возможность производства с ними следственных действий и предполагают в связи с этим свободный доступ к ним лица, осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу. Для некоторых категорий вещественных доказательств статьей 82 УПК РФ предусмотрена возможность передачи их на уничтожение или реализацию, что до конкретизации процессуального статуса изъятых предметов, то есть до их признания вещественными доказательствами, невозможно. В соответствии с информацией ФСБ России в значительном числе случаев большинство изъятых по уголовным делам предметов и документов не признаются вещественными доказательствами.
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить, что учет и хранение изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации и документы, до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время УПК РФ не урегулирован вопрос учета и хранения арестованного в соответствии со статьей 115 УПК РФ имущества.
В целях устранения указанного правового пробела законопроектом также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочием на установление указанного порядка.
Законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Указанное положение обусловлено необходимостью подготовки и издания постановления Правительства Российской Федерации об установлении порядка учета и хранения изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации и документы, до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, а также арестованного в соответствии со статьей 115 УПК РФ имущества.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку его положения не наделяют заинтересованные государственные органы дополнительными полномочиями и не будут способствовать увеличению объемов изъятых в ходе досудебного производства предметов до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, а также арестованного в соответствии со статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" потребует издания постановления Правительства Российской Федерации об установлении порядка учета и хранения арестованного в соответствии со статьей 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации имущества, а также изъятых в ходе досудебного производства предметов, включая электронные носители информации, и документы до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты.
Ответственный исполнитель - Минфин России совместно с заинтересованными государственными органами. Срок внесения в Правительство Российской Федерации - в течение 5 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.