Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99629-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования порядка приобретения публичным акционерным обществом собственных акций, включая установление правил такого приобретения, владения и последующего отчуждения.
Анализ правоприменительной практики показал, что предусмотренный действующим регулированием порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций имеет ряд особенностей, препятствующих его эффективному применению для возникающих в деятельности общества актуальных целей, связанных в том числе с мотивацией и поощрением работников и членов органов управления публичного общества и (или) поощрения работников и членов органов управления подконтрольных публичному обществу организаций (далее - менеджмент общества).
Возможность использования акций для мотивации менеджмента общества достаточно распространена в зарубежной практике и заключается в предоставлении возможности менеджменту общества стать его акционером и получать в будущем определенный доход от роста стоимости полученных акций общества. Другими словами, чем лучше работа менеджмента общества, тем выше прибыль компании и, соответственно, выше стоимость акций на бирже.
Пункт 4.3.2 Кодекса корпоративного управления (письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463) также рекомендует акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, внедрить программу долгосрочной мотивации исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества с использованием акций общества (опционов или других производных финансовых инструментов, базисным активом по которым являются акции общества).
Вместе с тем действующий порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций, закрепленный в статье 72 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), предусматривает соблюдение ряда условий, усложненных в том числе обязательной процедурой уведомления акционеров - владельцев акций определенных категорий (типов), решение о приобретении которых принято, и обязанностью общества выкупить акции у всех откликнувшихся акционеров.
Кроме того, установленное статьей 72 Закона N 208-ФЗ регулирование предполагает определение цены приобретения акций минимум за 20 дней до осуществления самого приобретения. При этом для публичного общества в случае приобретения собственных акций на организованных торгах означает расхождение между заранее определенной ценой и рыночной ценой в момент осуществления приобретения, что может сделать такое приобретение экономически невыгодным для одной из сторон.
В связи с этим, законопроектом предлагается создать новый механизм приобретения публичным акционерным обществом акций на организованных торгах на основании специальной программы приобретения акций (далее - программа), которая должна предусматривать основные условия ее реализации. Так, решением о программе должны быть предусмотрены следующие основные условия:
цель (цели), для достижения которой (которых) приобретаются акции;
количество приобретаемых акций каждой категории (типа) и (или) максимальный размер денежных средств, выделяемых на приобретение акций;
период действия программы (даты начала и окончания срока приобретения акций и срока использования акций для достижения цели (целей) такой программы или порядок их определения);
порядок отчуждения акций, приобретенных по, в том числе цена отчуждения акций и (или) порядок ее определения, в целях поощрения менеджмента общества.
Законопроектом предусматривается, что вся программа, которая включает в себя период приобретения акций и период реализации акций на цели программы, может длиться не более 2-х лет. При этом период приобретения акций, в течение которого общество может приобретать акции, длится не более одного года с даты начала действия программы. Приобретенные по программе акции общества могут находиться в собственности и (или) могут быть реализованы на достижение целей программы в течение всего срока ее действия.
Ограничения, содержащиеся в законопроекте, призваны не допустить манипулирования рынком: информация о программе должна быть раскрыта; сделки с акциями по программе должны осуществляться с привлечением брокера в целях противодействия возможному манипулированию рынком, соблюдения независимости при совершении сделок, а также для предотвращения конфликта интересов; и т.д. Привлечение брокера как третьего лица позволит повысить гарантии соблюдения требований, установленных законопроектом. Не будучи лично заинтересованным в получении выгод (в случае несоблюдения таких требований) и являясь при этом профессиональным участником рынка ценных бумаг, такое лицо будет обязано выполнить принятое поручение по совершению сделок с акциями добросовестно и на наиболее выгодных для общества условиях.
Законопроектом предлагается установить единое регулирование в отношении акций, принадлежащих самому обществу (далее - собственные акции), которые вне зависимости от основания, по которому они перешли к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, не признаются в целях Закона N 208-ФЗ находящимися в обращении, по ним не начисляются дивиденды.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие между акционерами и самим публичным обществом и касающиеся корпоративных действий по приобретению публичным обществом собственных акций (принятия решения уполномоченным органом, раскрытия информации, соблюдения требований по реализации программы и т.д.) и напрямую не относятся к отношениям, возникающим на организованных торгах. В связи с этим законопроектом предлагается внести соответствующие изменения только в Закон N 208-ФЗ.
Кроме того, общий порядок приобретения акционерным обществом размещенных акций содержится в статье 72 Закона N 208-ФЗ, при этом регулирование, предусматривающее особенности приобретения публичным обществом размещенных им акций на организованных торгах в рамках программы, представляется целесообразным закрепить в Законе N 208-ФЗ отдельной статьей 72.1.
Также законопроект предусматривает, что контроль за соблюдением ограничений и требований, предусмотренных проектируемой статьей, осуществляется в публичном обществе в соответствии со статьей 87.1 Закона N 208-ФЗ в рамках деятельности по организации управления рисками и внутреннего контроля.
В целях исключения некорректной квалификации случаев приобретения публичным обществом размещенных им акций на организованных торгах по программе в соответствии с предусмотренной законопроектом статьей 72.1 Закона N 208-ФЗ в качестве действий, относящихся к манипулированию рынком, законопроект предусматривает внесение соответствующего изменения в статью 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Социально-экономические последствия принятия решений, предусмотренных законопроектом, заключаются во введении единого регулирования в отношении собственных акций. При этом не потребуются введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, а также иные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют, соответственно, федеральные законы и законопроекты с аналогичным содержанием.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.