Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 100340-8 "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в целях стабилизации ситуации и развития конкуренции на алкогольном рынке.
Увеличенный с 1 января 2015 года размер государственной пошлины оказался непосильным для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Часть организаций была вынуждена прекратить свою деятельность либо "перешла под лицензию" сетевой организации.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац двадцать четвертый подпункта 94 пункта 1 статьи 333.33) размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее также - лицензия) составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии. При этом размер государственной пошлины за предоставление (продление) вышеуказанной лицензии не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации.
Создается ситуация, когда крупная торговая сеть (например, из 90 магазинов) и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям. Таким образом, субъекты малого предпринимательства, имеющие один или два торговых объекта, вынуждены "уйти под крупную торговую сеть", не платя тем самым государственную пошлину за выдачу или продление лицензии. Государственная пошлина оплачивается крупной торговой сетью в размере 3500 рублей только за переоформление уже имеющейся лицензии в связи с добавлением торговых объектов, независимо от их количества.
В Забайкальском крае, например, количество торговых объектов, включенных в лицензии, по сравнению с 2015 годом выросло на 30%, а количество лицензий уменьшилось на 51%, то есть лицензиат оплачивает государственную пошлину в размере 3 500 рублей за включение в одну лицензию неограниченного количества торговых объектов, соответственно пролонгирует эту лицензию за 65 000 рублей за один год (при этом в одной лицензии может содержаться более 100 торговых объектов).
N п/п |
Период |
Количество торговых объектов |
Количество лицензий |
Поступление госпошлины, млн. рублей |
1 |
по состоянию на 31 декабря 2015 года |
2240 |
742 |
33,7 |
2 |
по состоянию на 31 декабря 2016 года |
2412 |
571 |
33,8 |
3 |
по состоянию на 31 декабря 2017 года |
3044 |
469 |
33,5 |
4 |
по состоянию на 31 декабря 2018 года |
2812 |
429 |
28,6 |
5 |
по состоянию на 31 декабря 2019 года |
2909 |
376 |
30,9 |
Сетевые организации на постоянной основе переоформляют лицензии путем добавления торговых объектов в разные лицензии или их исключения, тем самым увеличивается количество проверочных мероприятий у лицензирующего органа, в связи с чем компенсация затрат (оплата государственной пошлины) не покрывает расходы на проведение проверочных мероприятий.
Законопроектом предлагается установить размер государственной пошлины:
1) за переоформление лицензии в связи с включением в лицензию торгового объекта (объекта общественного питания), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), - 20 000 рублей за каждый включаемый торговый объект (объект общественного питания), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), за каждый год срока действия лицензии;
2) за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 20 000 рублей за каждый торговый объект (объект общественного питания), в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), за каждый год срока действия лицензии.
Предлагаемая сумма государственной пошлины является обоснованной и покрывает затраты лицензирующего органа на добавление в лицензию одного торгового объекта или выдачу лицензии на один торговый объект. Исходя из того, что сумма затрат на лицензирование одного торгового объекта составляет 3,34 тыс. рублей в день, учитывая, что средний срок проведения экспертизы одного торгового объекта составляет 6 дней, то затраты на добавление в лицензию или получение лицензии на один торговый объект составляют 20 тыс. рублей (3,34 х 6 = 20).
Предлагаемые законопроектом изменения позволят:
снизить нагрузку на малый бизнес в связи с уменьшением количества проверочных мероприятий;
создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального и краевого бюджетов за счет выхода из теневого сегмента нелегальных продавцов алкогольной продукции.
Упрощение лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и снижение издержек на ее осуществление повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов и окажет позитивное влияние на легальный рынок. Увеличение количества лицензированных торговых точек приведет к увеличению акцизных сборов.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.