Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 61739-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с переименованием территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 03 марта 2022 года (протокол N 26, пункт 37) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 61739-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с переименованием территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Авторы законопроекта предлагают из пункта 4.2 статьи 5, статьи 25.9, абзаца первого пункта 1 статьи 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и из подпункта 5 пункта 1 статьи 165, подпункта 3 пункта 2 статьи 176.1, подпункта 3.5 пункта 1 статьи 251, пункта 1.8 статьи 284, статьи 284.4, подпункта 6 пункта 11 статьи 286.1, статьи 342.3, статьи 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации исключить формулировку "социально-экономического", что позволит избежать часто встречающееся на практике смешение понятий "территории опережающего социально-экономического развития" и "особые экономические зоны" и их правовых режимов.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии подпунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" территория опережающего социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Авторы законопроекта отмечают, что в настоящий момент имеется замечание Министерства юстиции Российской Федерации к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу Российской Федерации, о необходимости одновременного оформления предлагаемых изменений в вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в пояснительной записке хоть и указывается, что терминологическое сходство в наименовании и описании вышеуказанных институтов ведет к их смешению у правоприменителя, однако не приводятся конкретные факты, что рассматриваемые понятия создают сложности в определении и применении правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, мер государственной поддержки резидентов таких территорий и порядка осуществления ими деятельности на таких территориях, а также приводит к его приравниванию к понятию "особые экономические зоны", что, возможно, требует дополнительных пояснений при рассмотрении законопроекта.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект с учетом указанного замечания и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.