Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 101646-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях введения в область правового регулирования действенного механизма принятия государственных симметричных мер в отношении иностранных средств массовой информации, осуществляющих деятельность на территории России, в случае подтверждения осуществления недружественных действий иностранных государств по отношению к российским средствам массовой информации, действующим на территории такого иностранного государства, выраженных в том числе в форме запрета или ограничения распространения продукции российского средства массовой информации.
В реалиях геополитической обстановки средство массовой информации становится инструментом влияния на информационное состояние общества.
Запрет или ограничение российских средств массовой информации недопустимо и противоречит основополагающим гарантированным принципам защиты гласности и свободы распространения информации.
Фактором информационной дестабилизации становится нарастающее распространение противоправной информации в сети "Интернет", требующее введения оперативных правовых мер пресечения распространения опасного интернет-контента.
В условиях нагнетания антироссийской информационной повестки важным является установление правового режима работы с российскими средствами массовой информации и организациями вещания, при котором противоправная деятельность средств массовой информации и вещателей по распространению противоправной информации будет пресекаться решениями органов прокуратуры.
На решение указанных задач направлена разработка законопроекта.
Законопроект предполагает внесение изменений:
- в Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 272-ФЗ);
- в Федеральный закон от 17 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации);
- в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Федеральный закон N 272-ФЗ дополняется статьей 3.4, наделяющей Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей полномочиями на принятие решения о запрете на территории Российской Федерации деятельности иностранного средства массовой информации при установлении факта принятия враждебных решений иностранными государствами в отношении российских средств массовой информации, распространяемых за рубежом, выраженных в форме ограничения (запрета) деятельности российских средств массовой информации. Тем самым достигается цель введения оперативного симметричного ответа на недружественные действия в отношении российских средств массовой информации.
В Закон об информации вводится статья 15.3-2, устанавливающая процедуру ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно была распространена запрещенная или противоправная информация, доступ к которой подлежит ограничению в соответствии со статьями 15.1, 15.1-1, 15.3, 15.3-1 Закона об информации. Решение об ограничении доступа в соответствии с законопроектом принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
Действующая статья 15.3 Закона об информации дополняется новым видом противоправной, опасной для общества и государства информации, а именно информации, дискредитирующей Вооруженные Силы Российской Федерации, содержащей призывы к введению санкций в отношении Российской Федерации, её граждан, а также российских юридических лиц.
Законопроект, дополняя Закон о СМИ новой статьей, наделяет Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей исключительным правом на признание регистрации средства массовой информации недействительной и на прекращение действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание в случае установления фактов распространения средством массовой информации, вещателем противоправной, опасной информации, в том числе недостоверной общественно значимой информации, информации, выражающей явное неуважение обществу, государству, Конституции Российской Федерации, информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, связанной с введением иностранными государствами политических, экономических и (или) иных санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Соответствующее решение направляется в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для исполнения в рамках установленной компетенции.
В соответствии с законопроектом журналист, зарубежный корреспондент могут лишиться аккредитации в случае установления факта проявления недружественных действий, введения ограничений к распространению российских средств массовой информации, осуществляющих деятельность в иностранном государстве. Процедура принятия такого решения закрепляется в Федеральном законе N 272-ФЗ.
Предмет вводимого законодательного регулирования является актуальным ввиду необходимости нормативного закрепления государственных симметричных и оперативных контрмер на нелегитимные действия и решения, принимаемые иностранными государствами в отношении российских средств массовой информации, осуществляющих деятельность за пределами территории Российской Федерации, установления оперативных процедур пресечения распространения опасной информации в сети "Интернет", противоправных действий российских средств массовой информации и вещателей.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.