Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) подготовлен в связи со следующими обстоятельствами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет), лиц из их числа (лица в возрасте от 18 до 23 лет), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также указанным лицам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения. При этом данное право сохраняется за лицами, которые относились к этой категории и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Учет сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случае наделения соответствующими полномочиями - также органы местного самоуправления. В этих целях согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ ими формируется соответствующий список.
По общему правилу жилье должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (далее - сироты) сразу по достижении ими возраста 18 лет или в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению сироты жилье также может быть предоставлено по окончании срока пребывания в организациях для сирот, по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) по состоянию на январь 2022 года численность сирот от 14 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения, составляет 299 761 человек.
Численность сирот в возрасте от 18 лет и старше, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, составила 213 970 человек (из них 124 958 человек - сироты от 18 до 23 лет, 89 012 человек - сироты, достигшие возраста 23 лет).
По последним оценкам Счетной палаты Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить жильем всех учтенных сирот при сохранении нынешних темпов финансирования, на этой уйдет порядка 9 лет.
При этом ежегодно наряду с обеспечиваемыми жильем сиротами в учетных списках появляются новые претенденты, и в целом количество сирот, приобретших право на получение жилья, превышает скорость обеспечения жильем указанной категории граждан.
Таким образом, в настоящее время проблема обеспечения жильем сирот остается нерешенной в большинстве регионов страны. До сих пор в очередях на получение жилых помещений в ряде регионов находятся лица гораздо старше 23 лет.
Отсутствие полагающегося жилья, между тем, не только лишает сироту элементарного крова, но и влечет для них серьезные трудности в жизнеустройстве, вызывает тревогу за свое будущее и неуверенность.
Будучи незарегистрированными не только по месту жительства, но и нередко по месту пребывания, сироты рискуют быть привлеченными к административной ответственности за проживание в населенном пункте без регистрации. Они испытывают сложности с получением в полном объеме гарантированных им и предоставляемых по территориальному принципу мер социальной поддержки. Отсутствие регистрации по месту жительства влечет для них проблемы с трудоустройством. Действующее законодательство о занятости предусматривает постановку на учет в качестве безработного и назначение соответствующего пособия только по месту жительства. В этой связи сиротам приходится обращаться в суд с иском об установлении места жительства, тратить на это время и средства.
С целью преодоления данных проблем предлагается внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" изменения, обеспечивающие гарантии регистрации сирот по месту жительства.
В этих целях определение понятия места жительства предлагается дополнить положением, согласно которому местом жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признан муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, на территории которого находилось последнее место жительства, по которому такой гражданин был зарегистрирован по месту жительства до достижения возраста 18 лет либо до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Данный уровень муниципальных образований определен в целях обеспечения большей стабильности гарантий для сирот, в условиях динамично изменяющейся структуры муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" именно на эти уровни муниципальных образований могут быть переданы отдельные региональные полномочия в области опеки и попечительства, а также обеспечения сирот жилыми помещениями.
Регистрацию сироты предлагается осуществлять по адресу местной администрации такого муниципального образования на основании заявления гражданина и паспорта или иного заменяющий его документа, удостоверяющего личность данного гражданина.
При этом наличие у сироты регистрации по месту пребывания не будет препятствием для регистрации по месту жительства в соответствии с предлагаемым порядком. Аналогично наличие такой регистрации по месту жительства не послужит основанием для ограничения права сироты регистрироваться по месту пребывания в случае такой необходимости.
Для удобства и упрощения для сироты процедуры регистрации проектом предусматривается, что орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает сведения о включении гражданина в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и производит регистрацию сироты по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления.
В случае, если гражданин сам предоставит документ, подтверждающий сведения о включении его в указанный список, регистрация по месту жительства должна быть осуществлена в более короткий срок - не позднее 3 дней со дня подачи им документов на регистрацию.
Также для сироты предусматривается возможность подачи заявления и иных необходимых документов в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ предлагается закрепить корреспондирующие положения об особенностях регистрации сирот по месту жительства до обеспечения их жильем.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.