Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 102232-8 "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации"
Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов России, этнических общностей и утверждения их культурной самобытности.
На парламентском форуме "Историко-культурное наследие России", состоявшемся 29-30 сентября 2021 года в г. Ярославле под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, принято решение о необходимости законодательного регулирования положений о нематериальном культурном наследии, которое является частью нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
В свою очередь, согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.12.2021 N 745, 2022 год в Российской Федерации объявлен Годом культурного наследия народов России.
Нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации является важнейшим элементом духовности этнических групп и играет ключевую роль в формировании культурного пространства современной России. На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, навыков и умений не только закрепляется опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются этические идеалы, моральные принципы и нравственные установки. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное этнокультурное достояние несет в себе важнейшие свойства и качества культурного развития, в котором находит выражение исторический путь этнических групп Российской Федерации, а также отражаются современные тенденции развития традиционной культуры.
Законы о нематериальном культурном наследии (части нематериального этнокультурного достояния) действуют во многих субъектах Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ, Вологодская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Республика Тыва и т.д., если брать зарубежный опыт - такие законы есть в республиках Кыргызстан, Молдова.
На территории Российской Федерации проживают представители более 190 национальностей и этнических групп, каждая из которых является носителем уникальных самобытных культурных традиций.
Министерством культуры Российской Федерации совместно с подведомственными учреждениями осуществляется комплекс мер, направленных на их изучение, сохранение и популяризацию традиционной народной культуры.
Так, ФГБУК "Государственный Российский Дом народного творчества им В.Д. Поленова" по итогам фольклорных экспедиций уже выявлено более 700 уникальных объектов нематериального культурного наследия, сведения о которых размещаются на портале "Культура.РФ" (более 440 объектов) и в электронном каталоге объектов нематериального культурного наследия (50 объектов). При этом создание Реестра объектов нематериального культурного наследия (государственной информационной системы "Федеральный государственный реестр объектов этнокультурного достояния Российской Федерации") является одним из ключевых мероприятий, направленных на систематизацию накопленных данных об объектах нематериального культурного наследия народов России.
С учетом изложенного в 2022 году Минкультуры России запланировано выделение средств в пределах доведенных лимитов в размере 11,2 млн. руб. (КБК 08 01 11203 60160 632) на проведение цикла фольклорных экспедиций по выявлению объектов нематериального культурного наследия народов России (объектов этнокультурного достояния Российской Федерации). Кроме того, в целях создания государственной информационной системы "Федеральный государственный реестр объектов этнокультурного достояния Российской Федерации" предусмотрено привлечение внебюджетных средств общественных организаций в размере 8 млн. руб.
Указанные мероприятия вошли в проект Плана основных мероприятий по проведению Года культурного наследия народов России, который будет утвержден на заседании Организационного комитета по проведению Года.
Исходя из понимания важного значения нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в качестве фактора обеспечения культурного и духовного развития общества, а также актуализации необходимости законодательного урегулирования области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на федеральном уровне, законопроектом предлагается урегулировать отношения в области выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, с целью реализации прав этнических общностей на сохранение своей культурно-национальной самобытности и реализации конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении культурного наследия.
Законопроектом вводится понятийный аппарат в области нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, устанавливаются права и полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления и описываются основные принципы создания и ведения государственной информационной системы "Федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации".
Реализация полномочий по ведению государственной информационной системы "Федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации" будет осуществляться Минкультуры России в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
В статье 7 законопроекта представлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как данные полномочия уже установлены пунктами 40, 42, 43 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Законопроектом уточняется, что установленные Федеральным законом полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, распространяются в том числе и на область нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Законопроект не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Вступление в силу законопроекта не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации".
Проект указанного акта разрабатывается с целью наделения Министерства полномочиями в сфере нематериального этнокультурного достояния.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минкультуры России.
Срок подготовки - 1 месяц со дня официального опубликования федерального закона;
принятия следующих нормативных правовых актов:
2) проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации").
Проект указанного акта разрабатывается с целью утверждения порядка формирования и ведения Федерального государственного реестра объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, а также определения порядка использования данной государственной информационной системы.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минкультуры России.
Федеральным органом исполнительной власти соисполнителем - Минцифры России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
3) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка принятия решения о включении объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в государственную информационную систему "Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации"
Проект указанного акта разрабатывается с целью утверждения порядка рассмотрения Минкультуры России объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации для их включения в Федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минкультуры России.
Срок подготовки - 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует приостановления иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.