Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции
по проекту федерального закона N 99018-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части минимизации последствий недружественных действий иностранных государств и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок)
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета Государственной Думы по защите конкуренции от 5 апреля 2022 г. N ______)
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее -Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 99018-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
В пояснительной записке к законопроекту определена его цель - нивелирование последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Федеральный закон N 223-ФЗ, Федеральный закон N 44-ФЗ) в условиях текущей экономической ситуации.
Законопроектом предлагается в Федеральном законе N 223-ФЗ установить положения при котором срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке (в таком случае в положении о закупке устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков).
Также в Федеральном законе N 223-ФЗ предлагается установить особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (в действующей редакции установлены только особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ).
Так, в соответствии с проектируемыми положениями предметом договора может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. А в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Согласно пояснительно записке таким образом закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства "под ключ", что позволит заказчикам определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых работ и оснащение объекта капитального строительства, а также упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Комитет в целом поддерживает повышение эффективности закупок в сфере строительства, однако обращает внимание на возможные риски ограничения конкуренции, поскольку такие закупки сужают потенциальный круг участников таких закупок.
Предлагается также в Федеральном законе N 223-ФЗ уточнить положения в части информационного обеспечения закупок с тем, чтобы неподлежащая размещению в единой информационной системе информация о закупках размещалась в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок, обеспечивающей конфиденциальность информации, то есть без размещения на официальном сайте указанной системы. Согласно пояснительной записке реализация действующих положений Федерального закона N 223-ФЗ в указанной части приводит к полному исключению информации о закупках из единой информационной системы, что в свою очередь не позволяет обеспечивать их прослеживаемость и учет.
Комитет поддерживает совершенствование информационного обеспечения закупок, в том числе по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Вместе с тем устанавливая возможность размещения информации о закупках в закрытой части единой информационной системы в сфере закупок, т.е. без размещения на официальном сайте указанной системы, следует обратить внимание на недопустимость возможных рисков ограничения допуска потенциальных участников закупок к таким закупкам.
В части положений о реестре недобросовестных поставщиков в соответствии с проектируемой нормой Федерального закона N 223-ФЗ предлагается включать в указанный реестр сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
В Федеральном законе N 44-ФЗ предлагается уточнить понятий аппарат в части определений "участник закупки" (в целях реализации изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации), "заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства" (исключение как критерия факта регистрации заказчика на территории иностранного государства, заказчику достаточно осуществлять деятельность на территории иностранного государства), "контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан" (в определение включены контракты, предусматривающие поставку медицинских изделий).
Ключевым изменением, которое предлагается ввести в Федеральный закон N 44-ФЗ является установление запрета на использование иностранной валюты при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства. Также из общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предлагается исключить информацию о котировках на иностранных биржах.
Представляется, что, несмотря на целесообразность с точки зрения санкционного противодействия и валютного дефицита, запрет использования иностранной валюты при определении и обосновании начальной цены контрактов в условиях высокой нестабильности валютных курсов возлагает соответствующие валютные риски на поставщика (подрядчика, исполнителя), что в свою очередь может ослабить интерес хозяйствующих субъектов к участию в соответствующих закупках, при которых исполнение контрактов в значительной степени зависит, например, от импортируемых товаров, в противном случае поставщики вынуждены будут переносить такие валютные риски в цену контракта. При таких обстоятельствах, а также в условиях развивающейся экономической ситуации целесообразно рассмотреть установление временного характера вводимого запрета с целью определения его экономического эффекта. Кроме того, в этой части в целях минимизации возможных негативных последствий целесообразно рассмотреть временную (например, в течение одного года) возможность на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации изменения существенных условий контракта по соглашению сторон в случае резкого изменения валютного курса (например, более двадцати процентов), при котором создается риск невозможности исполнения контракта.
Также в Федеральном законе N 44-ФЗ предлагается установить возможность до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.
Комитет обращает внимание на наличие тех же рисков ограничения конкуренции, содержащихся в аналогичном указанному проектируемом положении Федерального закона N 223-ФЗ.
Кроме прочего в Федеральном законе N 44-ФЗ предлагается:
установить срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года - не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (в действующей редакции такой срок с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года - не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке);
наделить Правительство Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к участникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
уточнить основания для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами;
наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по включению в перечень заказчиков, при осуществлении закупок которыми применяются закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчиков, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера;
предусмотреть новый случай закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - заключение контракта на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники;
продлить до 31 декабря 2024 года ранее установленного до 31 декабря 2022 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Правительством Российской Федерации внесен соответствующий проект федерального конституционного закона N 99878-8 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Не возражая по сути указанных изменений и, исходя из заявленных целей законопроекта, Комитет полагает возможным поддержать его концепцию с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.