Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 103502-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях оптимизации использования трудовых ресурсов.
Проектом федерального закона предлагается:
1) расширить круг получателей государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - государственная услуга);
2) модернизировать механизм реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - региональные программы).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения оказывают государственную услугу с 1 января 2012 г.
За период с 2012 года по III квартал 2021 г. в рамках:
переезда безработных граждан в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) государственную услугу получили 75 275 человек (от 5694 человек до 9921 человек ежегодно).
переселения безработных граждан и членов их семей в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) государственную услугу получили 3379 человек (от 228 человек до 390 человек ежегодно).
Проектом федерального закона государственную услугу предлагается предоставлять не только гражданам, признанным в установленном порядке безработными, но и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве ищущих работу и готовых для трудоустройства временно переехать или переселиться на постоянное место жительства в другую местность.
Так, по данным Роструда, численность граждан, обратившихся в 2020 году за содействием в поиске подходящей работы, составила 7 423 583 человека, из них 367 394 человека изъявили желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания, в 2021 году - 4 648 664 и 118 773 человека соответственно.
Данные изменения позволят активизировать реализацию государственной услуги, будут способствовать трудоустройству граждан, ищущих работу, и территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Решение о предоставлении государственной услуги указанным категориям гражданам принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Это позволит избежать злоупотреблений со стороны граждан, которые в качестве ищущих работу могут зарегистрироваться в любом центре занятости населения.
Модернизацию механизма реализации региональных программ проектом федерального закона предусматривается реализовать за счет:
а) закрепления положения о том, что порядок и условия софинансирования работодателем привлечения работников в рамках региональных программ могут быть включены в соглашение об участии в региональной программе, заключаемое с работодателем.
При этом Законом о занятости не закрепляется обязанность работодателя по софинансированию привлечения работников в рамках региональных программ (по решению региона в соглашении может быть предусмотрена как обязанность работодателя по софинансированию привлечения работников в рамках региональных программ, так и освобождение его от такого софинансирования);
б) исключения необходимости согласования проектов региональных программ на федеральном уровне и определения согласования численности работников, которых предполагается привлекать в рамках региональной программы. Полномочия по утверждению порядка такого согласования проектом федерального закона возлагаются на Минтруд России по согласованию с Минфином России.
При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление регионами в рамках формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период:
сведений о финансовом обеспечении реализации региональных программ, необходимых для планирования средств федерального бюджета на очередной год и на плановый период;
сведений о работодателях - участниках региональной программы;
перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в рамках региональной программы.
Утвержденные региональные программы представляются в Роструд при заключении соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование реализации региональных программ.
Таким образом, при упрощении и оптимизации согласительного механизма сохраняется контроль за основными показателями региональной программы;
в) предоставления высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации права утверждать перечень должностей, профессий, специальностей, на которые работники не могут привлекаться в рамках региональной программы.
Предполагается, что данным правом органы государственной власти субъекта Российской Федерации воспользуются в случае увеличения количества необоснованных обращений работодателей о включении в региональную программу для привлечения работников по распространенным профессиям (например, "водитель", "слесарь-ремонтник" и другие);
г) предоставления Правительству Российской Федерации права устанавливать:
требования к работодателям, подлежащим включению в региональные программы субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, обязательные для учета при установлении субъектами Российской Федерации критериев отбора работодателей;
единый перечень должностей, профессий, специальностей, на которые работники не могут привлекаться в рамках региональных программ.
Предполагается, что данным правом Правительство Российской Федерации воспользуется в случае возникновения злоупотреблений или необходимости регулирования привлечения работников в рамках региональных программ в отдельные отрасли.
В связи с необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов, а также соотнесения сроков вступления в силу норм, предусмотренных проектом федерального закона, и бюджетного процесса вступление проекта федерального закона в силу предусматривается по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предоставление субъектам Российской Федерации субсидии на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов осуществляется в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, а также не повлечет сокращения доходов федерального бюджета.
Оказание государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости является собственным полномочием субъектов Российской Федерации и финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Расширение круга получателей указанной государственной услуги потребует дополнительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По данным Роструда, по состоянию на 28 января 2022 г. численность граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания, из числа состоящих на учете в качестве ищущих работу, составила 13,8 тыс. человек. В случае их готовности переехать на постоянное место жительства в другую местность для трудоустройства дополнительные ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату суточных, а также единовременного пособия составят около 139,8 млн. рублей.
Необходимые средства предлагается учесть при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2023 год и на плановый на период 2024 и 2025 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 161 "Об утверждении Правил включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" в целях реализации подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона, предоставляющего Правительству Российской Федерации полномочие утверждать порядок исключения субъекта Российской Федерации из перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Срок разработки - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минтруд России;
2) признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N 853 "Об утверждении Правил согласования Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, проектов региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в указанный перечень" в целях реализации подпункта "а" пункта 6 статьи 1 проекта федерального закона, направленного на отмену двухэтапной системы согласования проектов региональных программ на федеральном уровне.
Срок разработки - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минтруд России. Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России;
3) принятия приказа Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 марта 2013 г. N 92н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" в целях реализации пункта 2 и пункта 4 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающих расширение круга лиц, имеющих право на получение государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Срок разработки - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минтруд России;
4) признания утратившим силу приказа Минтруда России от 21 июня 2019 г. N 439н "Об утверждении Порядка отбора проектов региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р" в целях реализации подпункта "а" пункта 6 статьи 1 проекта федерального закона, направленного на отмену двухэтапной системы согласования проектов региональных программ на федеральном уровне.
Срок разработки - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минтруд России;
5) принятия приказа Минтруда России "Об утверждении порядка согласования численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" в целях реализации подпункта "а" пункта 6 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающего полномочие Минтруда России по определению порядка согласования численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Срок разработки - 6 месяцев со дня принятия Федерального ^закона.
Головной исполнитель - Минтруд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.