Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 104374-8 "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) предусматривает предоставление Федеральной службе по финансовому мониторингу сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) по запросу в электронной форме.
Статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) установлена возможность получения уполномоченными органами власти и организациями сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13 Федерального закона N 143-ФЗ предоставление указанных в пунктах 1 - 2.2 и 3.1 этой статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы (ФНС России). В качестве единого способа предоставления сведений в электронной форме предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Вместе с тем изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, может осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон N 143-ФЗ (пункт 10 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и принятых на его основе нормативных правовых актов Росфинмониторинг является органом, ответственным за формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень). Формирование перечня включает в себя процедуры исключения из него сведений о физических лицах, в том числе на основании подпункта 7 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (в связи со смертью физического лица), и внесения уточнений (корректировок) в сведения о физических лицах, включенных в перечень.
На основании пункта 2.4 статьи 6, пункта 10 статьи 7 и части третьей статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг осуществляет рассмотрение обращений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, о совершении операций с денежными средствами или иным имуществом с целью обеспечения жизнедеятельности членов семьи физического лица, включенного в перечень, и в случае признания таких операций необоснованными - вынесение постановления о приостановлении операций.
Межведомственным координационным органом, деятельность которого обеспечивается Росфинмониторингом, в рамках осуществления дополнительных мер противодействия финансированию терроризма может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица. При этом в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, указанным органом принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10000 рублей (статья 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562, межведомственная комиссия для решения возложенных на нее задач запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию от органов и организаций, а также от компетентных органов иностранных государств, вносит изменения в ранее принятые решения или отменяет их.
Согласно пункту 2.5 статьи 6, пункту 7 статьи 7.5 и статьи 10.2 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторинг участвует в обеспечении рассмотрения в соответствующих международных организациях заявлений физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения, об отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) в целях обеспечения жизнедеятельности членов семьи физического лица, включенного в данные перечни.
Кроме того, Росфинмониторинг для исполнения положений части второй статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ и на основании нормативного правового акта, принятого в соответствии подпунктом 5 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, как по собственной инициативе, так и по запросам правоохранительных органов, проводит проверку информации об операциях (сделках) с целью выявления среди них связанных с финансированием терроризма или отмыванием доходов, полученных преступным путем. В ходе проведения таких расследований осуществляется сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях проверяемых лиц, их родственников, включая детей.
Таким образом, получение сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния обусловлено осуществлением вышеобозначенных и других функций, возложенных на Росфинмониторинг законодательством Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" с учетом норм статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ позволит обеспечить Росфинмониторинг сведениями, необходимыми для исполнения возложенных на него полномочий, и повысить эффективность их реализации, а также окажет положительное влияние на достижение целей, определенных государственной программой Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности" (в части подпрограммы "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") и утвержденной Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г. Концепцией развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроект не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также нормам иных международных договоров Российской Федерации и не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц".
Разработка необходима для раскрытия порядка исключения физических лиц из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также осуществления проверки актуальности сведений о физических лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в том числе в связи с возможной государственной регистрацией перемены имени.
Срок разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц" - 2 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении указанного проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг, соисполнители:
Минюст России, Минфин России и ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.