Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы энергетике от 1 апреля 2022 г. N 3.25-5/20)
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект), внесённый Правительством Российской Федерации, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение пунктов 7.7.2 и 7.7.5 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации и направлен на повышение устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Комитет отмечает высокую актуальность предлагаемых законопроектом изменений и считает необходимым отметить своевременность и важность принятия следующих проектируемых норм:
1. Включение возможности отнесения магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов к объектам инфраструктуры (далее - объекты нефтегазовой инфраструктуры) в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 254);
2. Распространение в отношении строительства объектов капитального строительства, относящихся к объектам нефтегазовой инфраструктуры и предполагаемых к строительству, реконструкции в границах особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального, регионального и местного значения, норм Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" о проведении по 31 декабря 2024 года оценки соответствия проектной документации одновременно при проведении государственной экспертизы проектной документации указанных объектов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3. Распространение в отношении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам нефтегазовой инфраструктуры, нормы о применении по 31 декабря 2024 года статьи 19 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части определения особенностей отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, установления публичных сервитутов и изъятия земельных участков в целях проведения указанных работ;
4. Продление до 1 января 2023 года предельного срока выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, и в отношении которых до 1 января 2025 года статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определены особенности применения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5. Распространение норм ФЗ N 254 на определение по 31 декабря 2024 года особенностей подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, в том числе относящихся к объектам нефтегазовой инфраструктуры, подключения (технологического присоединения) таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
6. В части осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости (в том числе линейные объекты):
- проектируются нормы о расширении перечня сведений, которые указываются в техническом плане в связи с установлением ограничений прав на объекты недвижимости, ограничений использования или обременений объектов недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) такого линейного объекта;
- уточняется, что, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача требуемых разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации. Причем в отношении сооружения, характеристики которого изменены в связи с осуществлением его капитального ремонта, указанная декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения;
- предусматривается, что, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) такого линейного объекта, сведения об этом линейном объекте указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации применительно к реконструируемому участку (участкам) или реконструируемой части (частям) линейного объекта;
- уточняется порядок подачи заявления на осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с изменением его основных характеристик, в случаях, если для его реконструкции требуется разрешение на строительство и если такое разрешения не требуется;
- предусматривается, что процедура снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, государственной регистрации прав на земельный участок, образованный при изменении границ полос отвода и (или) охранных зон линейного объекта, в отношении которого осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) такого линейного объекта, осуществляется по заявлению собственника такого земельного участка;
- устанавливается, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в случае изменения характеристик сооружения в результате его капитального ремонта осуществляется по правилам, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации для реконструкции зданий, сооружений, при которой не требуется разрешение на строительство.
Представляется, что распространение норм Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на объекты нефтегазовой инфраструктуры, усовершенствование порядка проведения процедур государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при капитальном ремонте и реконструкции объектов недвижимости, в том числе линейных объектов, позволит реализовать эффективно применяемую практику строительства объектов транспортной инфраструктуры, устранит существующие административные и бюрократические барьеры при реализации крупных проектов (в том числе международных), а также позволит обеспечить их запуск опережающими темпами, тем самым митигировав возникшие риски макроэкономического характера.
Дополнительно Комитетом отмечается актуальность проектируемой нормы о запрете органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным уполномоченным организациям требовать от застройщика, технического заказчика представлять документы и информацию, находящуюся в распоряжении указанных органов и организаций, при реализации указанными субъектами мероприятий по реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, а также норм о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями в части определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия при проведения историко-культурной экспертизы; особенностей выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов; случаев, когда не требуется согласование строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог. Указанное позволит сократить временные и организационные издержки застройщиков, технических заказчиков при выполнении необходимых мероприятий, оперативно принимать решения о строительстве (реконструкции) объектов инфраструктуры, а также сократить сроки реализации инфраструктурных проектов в целом.
Комитет поддерживает принятие рассматриваемого проекта федерального закона, вместе с тем имеет ряд предложений, имеющих важное значения для нефтегазовой отрасли, которые могут быть учтены при его дальнейшем рассмотрении Государственной Думой:
1) В соответствии с п. 6 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации границы публичного сервитута определяются на основании зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в которые, соответственно, входит планируемый к строительству, реконструкции объект капитального строительства. Временные или вспомогательные сооружения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в зоны планируемого размещения не входят, в связи с чем земельные участки, необходимые для размещения указанных объектов, не могут быть предоставлены на условиях публичного сервитута (за исключением земельных участков, необходимых для расположения вспомогательных сооружений для строительства объектов транспортной инфраструктуры). Также в случае проведения работ по реконструкции объектов магистрального трубопроводного транспорта в проектную документацию включается раздел, предусматривающий выполнение работ по демонтажу (сносу) выведенных из эксплуатации локальных участков трубопроводов, которые в зону планируемого размещения также объекта не входят.
С учетом вышеизложенного, предлагается дополнить п. 2 ст. 39.37, ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующими положениями, закрепляющими возможность установления публичных сервитутов в целях размещения сооружений, строительной техники, включая временные сооружения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции инженерных сооружений федерального значения, а также в целях проведения работ по демонтажу выведенных из эксплуатации локальных участков трубопроводов;
2) Действующее законодательство о градостроительной деятельности не устанавливает ответственности за несоблюдение владельцем автомобильной дороги, уполномоченными органами исполнительной власти сроков согласования документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов капитального строительства в границах земель лесного фонда, ООПТ и придорожной полосы автомобильной дороги. В целях сокращения сроков разработки документации по планировке территорий предлагается установить в ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что, если по истечении установленного законом срока возражения по проекту документации по планировке территорий не представлены, то она считается согласованной, по аналогии с ч. 12.9 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к согласованию документации по планировке территории, предусматривающей изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
3) Действующее земельное законодательство Российской Федерации, а также законодательство об особо охраняемых природных территориях содержит запрет на осуществление любой деятельности, влекущей нарушение сохранности ООПТ, в том числе реконструкцию и эксплуатацию магистральных трубопроводов. Вместе с тем, указанные нормы не учитывают ситуаций, связанных с реконструкцией объектов магистрального трубопроводного транспорта, размещенных на землях или земельных участках до их включения в состав особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" собственники магистральных трубопроводов обязаны обеспечивать безопасную эксплуатацию указанных трубопроводов, своевременно проводить техническое обслуживание, планово-предупредительный, капитальный ремонты и реконструкцию. Для чего предлагается дополнить Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" положениями, устанавливающими возможность проведения в отношении магистральных трубопроводов, расположенных на земельных участках до их перевода в земли особо охраняемых природных территорий, работ по реконструкции, капитальному ремонту, консервации, ликвидации объектов трубопроводного транспорта, а также проведение аварийно-спасательных работ и принятие другие неотложных мер, а также предусматривающими, что образование особо охраняемых природных территорий должно осуществляться с учетом документов территориального планирования, в том в числе схем территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения.
4) В целях эффективной реализации проектируемых законопроектом норм о распространении действия ФЗ N 254 на объекты нефтегазовой инфраструктуры, а также в целях исключения правовых коллизий с отраслевыми законодательными актами, регулирующими порядок переустройства объектов, в частности, инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог, предлагается внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исключить из ФЗ N 254 положения, ограничивающие возможность его применения до 31 декабря 2024 года. Предлагаемые положения должны содержать определение порядка взаимодействия владельцев автомобильных дорог и владельцев инженерных коммуникаций при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, по текущему обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций, при проведении работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий на указанных объектах в случаях, не связанных со строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерных коммуникаций, строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом автомобильной дороги.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.