Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), внесённый Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
Законопроект разработан в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией и направлен на исполнение пунктов 7.7.2 и 7.7.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Законопроектом предусмотрены изменения в пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в статью 25.1 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в статью 36.1 Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", а также ключевые изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Действующие нормы указанных законодательных актов в комплексе допускают частичные исключения из режима особой охраны природных территорий до 31 декабря 2024 года.
При этом данные исключения распространяются только в отношении объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
Положениями статьи 10 Законопроекта предусмотрено, что под приоритетными инфраструктурными проектами по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры понимается проекты по строительству объектов инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (предлагаемая редакция статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, Законопроект содержит неограниченный перечень объектов, строительство которых, в случае принятия закона, не будет требовать проведения государственной экологической экспертизы проектной документации (статья 3 Законопроекта, предусматривающая изменения в статью 36.1 Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"), и будет возможно в границах любых особо охраняемых природных территорий (включая государственные природные заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады).
Комитет отмечает, что проектируемые новеллы позволят осуществлять строительство промышленных объектов на территории особо охраняемых природных территориях и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, деятельность которых в настоящее время запрещена на указанных территориях.
В этой связи большинство особо охраняемых природных территорий будут подвергнуты серьезному негативному воздействию от промышленной деятельности, ущерб от которого будет невосполним.
Преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния, и представляют собой участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Таким образом, положения Законопроекта полностью противоречат не только режиму охраны особо охраняемых природных территорий, но и целям создания таких территорий.
Предлагаемый Законопроектом подход влечет значительный риск истощения популяций и природных экосистем, нарушения структуры природных биоценозов, распространении возбудителей заболеваний животных и растений, проникновении в природные экосистемы живых генетически измененных организмов, гибель объектов животного и растительного мира ввиду изменения физических характеристик среды (разрушения и изменения рельефа, нарушения физических свойств почвы или грунта, разрушения и изменение воздушной среды, водного бассейна, а также загрязнение промышленными отходами и нефтепродуктами, горюче-смазочными материалами).
При этом законопроект не предполагает обязанности осуществления каких-либо компенсационных мероприятий в связи негативным воздействием промышленной деятельности на природные экосистемы.
Более того, данный подход противоречит Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, согласно которой достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, в том числе направленной на решение задач сохранения биологического разнообразия природных экосистем и развития системы особо охраняемых природных территорий, охраны и воспроизводства лесов, а также объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов.\
Также ввиду отсутствия закрытого перечня проектов по строительству объектов инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, а также критериев отнесения объектов инфраструктуры к данным проектам строительства (статья 10 Законопроекта), возникают коррупционные риски в связи с установлением для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил.
Также законопроект устанавливает, что в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие:
особенности выдачи Роснедрами или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, когда выдача таких заключений, разрешений не требуется;
случаи, в которых при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется согласование территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Комитет отмечает, что в представленных материалах к законопроекту отсутствует обоснование установления указанных особенностей.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает, что проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нуждается в существенной доработке.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.