Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией и направлен на исполнение Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Комитет поддерживает нормы законопроекта, предусматривающие изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в части упрощения оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства.
Так, в случае принятия законопроекта срок проведения кадастровых работ в отношении указанных земельных участков не будет превышать трех рабочих дней. Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные земельных участки также не будет превышать трех рабочих дней или пяти рабочих дней, если заявление подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем Комитетом не поддерживается в предлагаемой редакции пункт 3 части 1 статьи 11 законопроекта, в соответствии с которым "в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие случаи, в которых при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.".
Таким образом, законопроектом предлагается закрепить право Правительства Российской Федерации установить случаи, в которых в 2022 году возможно будет осуществлять любую градостроительную деятельность без согласования с Росрыболовством, Минсельхозом России, Минприроды России и субъектами Российской Федерации.
По мнению Комитета, предлагаемая норма не имеет отношения к развитию российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, создает угрозу эффективного осуществления мелиорации земель и риски необоснованного вывода земель сельскохозяйственного назначения из оборота при переводе в иные категории земель.
Также предлагаемая норма существенно и необоснованно ослабляет существующий сегодня механизм оценки отраслевым ведомством влияния планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, а также обеспечения мер по их сохранению.
В отношении необходимости сохранения требований о согласовании градостроительной деятельности Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации Комитет отмечает следующее.
За период с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась почти в два раза - с 638 млн. га до 383 миллиона гектар. При этом площадь сельскохозяйственных угодий сократилась почти на 25 млн. га, площадь пашни - на 15,8 млн. га. Фактически используется в сельскохозяйственном обороте не более 80 млн. га., что свидетельствует о необходимости принятия эффективных мер по вовлечению в оборот 37 млн. га. пашни.
Площадь мелиорируемых земель с 1990 года сократилась с 13,6 млн. га до 9,45 млн. га. Орошаемых земель осталось всего 4,67 млн. га, из которых используется в сельскохозяйственном обороте не более 3,8 млн. га, а фактически орошается 2,2 млн. га. При этом более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции, в том числе 72 водохранилища, 240 гидроузлов, 1,2 тыс. км. дамб и валов.
Сохранение земель сельскохозяйственного назначения, восстановление мелиоративного комплекса позволит создать основу увеличения валового производства продукции сельского хозяйства, создать новые рабочие места в сельском хозяйстве и смежных отраслях экономики, существенно укрепить продовольственную безопасность Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными Минсельхозом России, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исключение согласования уполномоченного органа и соответственно отсутствие контроля может повлечь за собой нарушение работы комплекса взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопроса планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации субъекты Российской Федерации согласовывают проект генерального плана, проект схемы территориального планирования муниципального района, в случае, если предусматривается в соответствии с указанными проектами включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Также к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки.
Отмена в 2022 году требования об указанных согласованиях позволит размещать объекты капитального строительства несельскохозяйственного назначения, изменять функциональные зоны сельскохозяйственного использования, включая сельскохозяйственные угодья в сторону их уменьшения.
Более того, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
На основании пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" проект рекультивации земель до его утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Исключение согласования может повлечь за собой отсутствие контроля за наличием и содержанием проекта рекультивации земель, необходимого для производства работ, исключение из состава проекта рекультивации мероприятий по восстановлению земель до состояния, пригодного для их использования, и как следствие, выбытию сельскохозяйственных угодий из оборота.
В целом Комитет считает недопустимым законодательное формирование любых условий, допускающих возможность осуществления градостроительной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, на опытных полях сельскохозяйственных научных организаций, на землях, имеющих особый охранный статус.
В отношении необходимости сохранения требований о согласовании градостроительной деятельности Росрыболовством Комитет отмечает следующее.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) любая градостроительная деятельность осуществляется только по согласованию с Росрыболовством в целях предотвращения, снижения негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, а также в целях сохранении их запасов и биологического разнообразия.
Эта норма введена с принятием Закона о рыболовстве в 2004 году и является важным элементом обеспечения сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, а также оценки ущерба, который будет причинен, в результате осуществления градостроительной деятельности.
Так, например, ущерб водным биоресурсам в натуральном выражении при строительстве газопровода, автодорог и мостов в пределах Ямальского и Приуральского районов Ямало-Ненецкого автономного округа при размещении магистральных газопроводов Бованенково-Ухта и автодороги КС Воркутинская - КС Ярынская составил 21, 765 тыс. т.
Ущерб водным биоресурсам в соответствии с материалами Программы геологического изучения шельфа Арктических морей Российской Федерации на период 2012 - 2017 годы составил 2,776 тыс. т.
Только Росрыболовство обладает необходимыми сведениями о современном и сезонном распределении, количественном и видовом составе, качестве, воспроизводстве водных биоресурсов, о возможности и целесообразности проведения запланированных хозяйствующими субъектами мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, об определении необходимых условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания.
Представляется не ясным в чем заключается необходимость именно в 2022 году исключить указанное согласование, ведь, в случае объективной необходимости, согласование может быть осуществлено оперативно в необходимые сроки, но при этом будет произведена оценка влияния на водные биоресурсы, а также разработаны меры по их сохранению, что крайне важно для стабильного государственного регулирования в соответствующей сфере.
В результате реализации нормы, предлагаемой законопроектом, могут быть приняты решения о строительстве любых объектов, в том числе промышленных и результаты такого строительства будут оказывать воздействие на водные биоресурсы и водные объекты, в которых они обитают на протяжении многих лет, при этом ущерб не будет оценен и не возникнут обязательства по его возмещению.
Комитет также отмечает, что в представленных материалах к законопроекту отсутствует обоснование предлагаемым изменениям.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает, что проектируемая часть 3 статьи 11 проекта федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" нуждается в существенной доработке.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.