Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры),
внесенный Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры), внесенный Правительством Российской Федерации (далее-законопроект).
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на исполнение пунктов 7.7.2 и 7.7.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15.03.2022 г. на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (далее - План первоочередных действий), предусматривающих соответственно:
- установление отдельных особенностей градостроительной деятельности, в том числе продление сроков действия разрешительной документации, а также упрощение порядка строительства инфраструктурных объектов;
- установление нормы по размеру авансирования контрактов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов свыше тридцати процентов.
1. В целях упрощения порядка строительства инфраструктурных объектов законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 254-ФЗ), распространив применяемые особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, установленных указанным федеральным законом, не только в отношении объектов транспортной инфраструктуры, но и в отношении иных объектов промышленной и иной инфраструктуры, к которым предлагается отнести: магистральные газопроводы и нефтепроводы, нефтепродуктопроводы и иные виды объектов инфраструктуры федерального, регионального, местного значения, которые предлагается определять Правительством Российской Федерации (статья 10 законопроекта).
Далее в проектируемой статье 10 законопроекта предлагается изменить предмет регулирования статьи 2 Федерального закона N 254-ФЗ. В предлагаемой редакции предметом регулирования данной статьи будут являться "приоритетные инфраструктурные проекты по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры" (далее - приоритетные инфраструктурные проекты). При этом само понятие "приоритетные инфраструктурные проекты по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры" в законопроекте не определено.
Согласно законопроекту под такими объектами понимаются проекты по строительству объектов инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, определенные в соответствии с Федеральным законом N 254-ФЗ (далее - объекты транспортной, промышленной и иной инфраструктуры). При этом перечень видов таких объектов не является исчерпывающим, а предлагаемые изменения не предусматривают каких-либо критериев отнесения объектов транспортной, промышленной и иной инфраструктуры к приоритетным инфраструктурным проектам.
Законопроектом предлагается расширить перечень видов объектов транспортной, промышленной и иной инфраструктуры, строительство которых будет осуществляться в приоритетном порядке на территориях особо охраняемых природных территорий, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (строительство которых на указанных территориях запрещено), с применением в отношении промышленных и иных объектов инфраструктуры:
особенностей отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель без решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель;
специальной процедуры изъятия земельных участков и (или) расположенный на нем объект недвижимости для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции значительного числа линейных объектов (включая газопроводы, нефтепроводы и продуктопроводы).
Отсутствие в законопроекте исчерпывающего перечня объектов, для которых будут применяться установленные в Федеральном законе N 254-ФЗ особенности строительства устанавливают широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного исключения из общих правил при определении перечня таких объектов Правительством Российской Федерации.
2. В целях решения задачи по определению размера аванса по договору оказания услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, превышающего тридцать процентов, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом принимать в 2022 году соответствующие решения (пункт 5 части 1 статьи 11 законопроекта).
Вместе с тем, Комитет полагает, что такие изменения необходимо включить непосредственно в Жилищный кодекс Российской Федерации, дополнив статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Помимо задач, обозначенных в пунктах 7.7.2 и 7.7.7 Плана первоочередных действий, законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 1), Федеральный закон "О кадастровой деятельности" (статья 7), Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (статья 8), Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (статья 9). Предлагаемые изменения направлены на запрещение при реализации проектов по строительству всех без исключения (а не только инфраструктурных) объектов капитального строительства требовать документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственных указанным органам организаций; на упрощение оформления прав граждан на земельные участки предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства; на установление требований вносимых в технический план о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимых для государственного кадастрового учета отдельных видов объекта недвижимости; на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на созданный линейный объект в случае, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство, расположенный на нескольких земельных участках, и у которого истек срок действия договора аренды земельных участков или договора безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположен такой объект; на исключение "излишних" согласований осуществления строительства на приаэродромных территориях.
Статьей 11 законопроекта предлагается дополнительно наделить Правительство Российской Федерации правом в 2022 году принимать решения, предусматривающие особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, когда выдача таких заключений, разрешений не требуется; случаи, в которых при осуществлении градостроительной деятельности не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. По законопроекту высказаны замечания Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитетом Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры), внесенного Правительством Российской Федерации, при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.