Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 105805-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Вопрос об устранении излишней отчетности и документационной нагрузки педагогических работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - учитель, общеобразовательная организация), неоднократно становился предметом различного рода поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также обсуждался на заседании Государственного совета под руководством Президента Российской Федерации (23 декабря 2015 года), на заседании Комиссии Генерального совета партии "Единая Россия" по образованию и науке (29 ноября 2021 года).
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС) предусмотрен ограниченный перечень ключевых документов, разрабатываемых общеобразовательными организациями с участием учителей, в том числе основная образовательная программа для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, материалы личного дела обучающихся.
Вместе с тем по результатам различных социологических исследований, в том числе проведенных в период 2019 - 2021 годов, выявлено не менее 49 видов документов и отчетности, заполняемых учителями. 67% опрошенных педагогических работников подтверждают, что высокая документационная нагрузка учителя остается нерешенной проблемой.
Результаты одного из международных исследований также показывают, что российская система образования самая забюрократизированная среди образовательных систем 36 стран мира: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам более 15 часов.
Основными причинами такой нагрузки являются отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно-методической и иной документации от учителя.
В целях решения указанной проблемы Минпросвещения России совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки направило в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендуемый Перечень документов, разрабатываемых общеобразовательной организацией, в том числе в соответствии с ФГОС, с участием учителей таких организаций (письмо Министерства просвещения Российской Федерации N СК-578/08 и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 01-350/13-01 от 18 декабря 2020 года "О снижении документационной нагрузки учителей"). Вместе с тем рекомендательный характер письма не позволит решить проблему излишней документационной нагрузки учителя.
Таким образом, законопроект направлен на:
1. дополнение статьи 13 частью 12 следующего содержания:
"12. Типовой перечень и требования к форме, составу и содержанию учебно-методической и иной документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при разработке и реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.";
2. дополнение статьи 28 частью 8 следующего содержания:
"8. Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с образовательными отношениями, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждается образовательной организацией в порядке, установленном частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона для принятия локальных нормативных актов образовательной организацией. При создании электронных документов применяются единые требования к составу и форматам электронных документов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации."
3. дополнение статьи 29 частью 4 следующего содержания:
"4. Информация и документы о деятельности образовательной организации, не указанные в части 2 настоящей статьи, представляются администрацией образовательной организацией или ее учредителем по обращению гражданина или должностного лица государственного органа или органа местного самоуправления в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обращения иных организаций о предоставлении информации о деятельности образовательной организации, подлежат рассмотрению учредителем такой организации.".
4. дополнение статьи 47 частью 6.1 следующего содержания:
"6.1 Не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций иной работы, не предусмотренной частью 12 статьи 13 настоящего федерального закона, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень, указанный в части 6 настоящей статьи.".
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Единых требований к составу и форматам электронных документов образовательных организаций".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 2 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минпросвещения России, соисполнители - Минобрнауки России, Минцифры России, Рособрнадзор.
2) приказа Министерства просвещения России "Об утверждении Типового перечня и требований к форме, составу и содержанию учебно-методической и иной документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при разработке и реализации основных общеобразовательных программ".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минпросвещения России, соисполнитель - Рособрнадзор.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.